Чуненков Борис Николаевич

1930-1968

Б.Н.Чуненков

Б.Н.Чуненков

Лётчик-испытатель 3-го класса, подполковник.
Родился 1 января 1930 года в с.Поварово (ныне поселок Солнечногорского р-на Московской области). Детство и юность провел в поселке Вешняки (ныне в черте Москвы). В 1948 г. окончил 10 классов школы.
В армии с сентября 1950 г. В 1952 г. окончил Балашовское ВАУЛ, в 1953 г. — Конотопскую высшую авиационную офицерскую школу боевого применения ДА. Служил в Дальней авиации.
С сентября 1962 г. — летчик-испытатель военного представительства на авиазаводе № 22 (г.Казань). Испытывал серийные Ту-16, Ту-22, Ил-62 и их модификации.
Погиб 23 марта 1968 года в испытательном полете на Ту-22УБ.
Военные летчики-испытатели Борис Чуненков, Николай Хмыров и штурман-оператор Леонид Данченко выполняли испытания ресурсной машины Ту-22У № 4804.  В конце  контрольно-приемного полета  производилось «обжатие» самолета, то есть проверял поведение самолета на максимально допустимой скорости на высоте 3000 метров.   В этом случае включаются двигатели на форсаж, то есть сектора газа — до упора вперед и самолет разгоняется —  «обжимается». Полет длился 2 часа 50 минут. При выполнении предпосадочных маневров самолет разрушился. В результате ошибки экипажа самолет вошел в режим флаттера, после чего хвостовое оперение отвалилось и началось общее разрушение машины. Самолет упал в Николаевском лесу неподалеку от деревни Сухая река. Кабина с пилотами падала отдельно. Экипаж был очень сильно изуродован.
Комиссия признала усталостность конструкции ресурсного бомбардировщика, которая и привела к разрушению и последующей катастрофе самолета. При переходе на сверхзвук разрушился демпфер стабилизатора.
Ведущий инженер по летным испытаниям завода №22 А.Г.Липин уточняет причины катастрофы. При выполнении проверки на  «обжатие» произошло флаттерное разрушение сначала руля направления, а затем самого киля. До этого производилась проверка управления самолетом на ручном управлении, то есть полости гидроусилителей руля направления и элеронов были закольцованы выключателями кольцевания. После проверки выключатели должны были быть выключены, однако в кабине после падения самолета выключатели остались во включенном положении. Получалось, что самолет находился при «обжатии» на ручном управлении как бы с отключенными гидроусилителями рулей. Это привело к флаттеру руля направления, его разрушению, а затем и разрушению киля. Экипаж не успел катапультироваться и погиб.
Впоследствии проверка на «обжатие» стала производиться на высоте 4000 метров, так как на высоте 3000 метров максимальная допустимая скорость по Маху была близка к единице, что могло привести к «маховой» тряске.
Жил в Казани. Похоронен на Кузьминском кладбище (г.Москва).
Награжден орденом Красной Звезды, медалями.

Источники информации:

  • «Завод №124. Завод №22. КАПО им. С.П.Горбунова. Летчики-испытатели. Штурманы-испытатели. Перегонщики. Катастрофы» / И.А.Валеев, Казань: ООО «Мастер-Граф», 2015 /
  • «Улетевшие навсегда» / И.Валеев /
  • Особенный завод, особенные люди / Т.Латыпов, Время и деньги, 152(2607) от 16.08.2007 /
  • Казань авиационная («Волжская крепость») / Р.Г.Вениаминов /

6 responses to “Чуненков Борис Николаевич

  1. Евгений Румянцев

    Борис Николаевич Чуненков (01.01. 1930 — 23.03. 1968).
    Его могила на Кузьминском кладбище в Москве, или это кенотаф?

  2. Борис Чуненков жил в Вешняках и был другом моего дяди. Будучи мальчишкой,очень хорошо его запомнил-красивый,крепкий,полногубый человек.

  3. Наталья Чуненкова

    Добрый вечер!я сестра Бориса. Да,он захоронен на Кузьминском кладбище,а остальные двое из экипажа действительно захоронены в Казани. Яков,а кто ваш дядя?где вы жили в Вешняках и как ваша фамилия?Евгений,а вы тоже были знакомы с Борисом?

  4. Евгений Румянцев

    Наталья Николаевна, Здравствуйте!
    Я не мог быть знаком с Борисом Николаевичем, по причине того, что я родился в сентябре 1967 года.
    Дело в том, что я занимаюсь историей космонавтики и немного интересуюсь авиацией, благодаря Андрею Симонову — одному из авторов книги «Испытатели», с которым у меня дружеские отношения.
    Я сам проживаю в районе Рязанского проспекта и
    могилу Бориса Николаевича я нашёл во время посещения Кузьминского кладбища.

  5. Дорогая Наташа! Мой дядя — Лёва Нидерман, ушедший от нас 25 апреля этого года,долгие годы дружил с Борисом.
    Мы жили в Вешняках на ул. Пушкина,недалеко от почты,если помните. Моя мама Раиса Павловна Хавтан — Лёвина старшая сестра,работала
    зубным врачем во многих вешняковских мед.учереждениях и её многие знали.
    Мы с Лёвой очень часто вспоминали Вашего брата, красивого и мужественного человека.

    Наташенька! Здоровья и благополучия Вам и Вашей семье. Яков

  6. Вера Баснакьян (Арзуманян)

    Дорогая Наташа, я твоя соседка по Вешнякам с Клубной улицы. Сегодня вдруг вспомнила про твоего брата. Никак не могла вспомнить фамилию, наконец, вспомнила и нашла в интернете на этом сайте. Мне было 10 лет, когда его привезли хоронить. Я помню военный оркестр на нашей улице и много народу. Светлая ему память!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *