Евсеев Валентин Макарович

1925-1966

В.М.Евсеев

В.М.Евсеев

Летчик-испытатель, инженер-подполковник.
Родился 12 февраля 1925 года в г.Каганович (ныне — в составе города Каширы) Каширского района Московской области.
С июня 1943 года — в армии.
С 19?? года – на лётно-испытательной работе в ГКНИИ ВВС.
Погиб 14 января 1966 года при выполнении испытательного полета на Ту-134.
В целях ускорения создания Ту-134, самолет Ту-134 «дублер» (с двигателями Д20П-125 и недоработанным горизонтальным оперением) 18 декабря 1965 г. был передан на этап Государственных испытаний в ГКНИИ ВВС.
В данном полете, экипаж самолета Ту-134, закончив режим испытания элеронного управления и доведя самолет до предельного числа М=0,86, решил сократить время на подготовку к следующему режиму и не погасив скорость, приступил к выполнению очередного совершенно нового режима. Командир экипажа — В.М.Евсеев — отклонил на режиме М=0,86 полностью руль направления (РН) на 25°.
До этого времени никто в мире такие эксперименты на больших числах М не делал, да они никому и не нужны.
Такие большие углы отклонения необходимы только на взлетно-посадочных режимах. В полете же отклонение РН Ту-134 не превышает +5°. Необратимый бустер в системе управления позволил летчику на максимальной скорости отклонить РН полностью.
На самолете, начиная с М=0,84, четко проявлялась обратная реакция по крену на действия руля направления. Самолет резко накренился, летчик будучи совершенно не знаком с этим явлением, усугубил крен, и самолет, войдя в крутое планирование, с огромной скоростью врезался в землю.
По записям магнитофона второй пилот (Рогачев) в неуправляемом полете (падении) кричал командиру: «Отпусти!». Вероятно, он, как более опытный в пилотаже, осознал обратную реакцию крена на РН и был готов к выведению самолета, но не мог пересилить командира, не имевшего такого опыта и усугублявшего ситуацию ошибочными в этом случае действиями с управлением.
В катастрофе погибли:

  • лётчик-испытатель, инженер-подполковник Евсеев Валентин Макарович,
  • лётчик-испытатель, подполковник Рогачев Юрий Иванович,
  • штурман-испытатель, полковник Малыгин Виктор Львович,
  • радист-испытатель, майор Соков Алексей Петрович,
  • инженер-испытатель, инженер-майор Хитров Святослав Сергеевич,
  • техник-испытатель, капитан Паутов Анатолий Павлович,
  • техник-испытатель, капитан Данилов Евгений Фёдорович,
  • механик-испытатель, старшина Рытванов Павел Петрович.

Член экипажа самолета Ту-134 №65076 ведущий инженер ОКБ Туполева Евгений Васильевич Глубоков опоздал к вылету самолета и самолет улетел на выполнение задания без него. Весьма вероятно, что находясь на борту самолета, Евгений Васильевич мог бы предотвратить или не допустить совершения ошибок экипажем, приведших к катастрофе.
Детальный анализ в ЦАГИ показал, что при больших скольжениях на стреловидном крыле (х = 35°) при числах М-0,7-0,8 возникают значительные моменты на пикирование, которые практически нельзя было сбалансировать продольным управлением при выбранной площади оперения. Т.е. недоработанное на данном самолете ГО малой площади стало одной из причин катастрофы.
Памятник В.М.Евсееву
Эта катастрофа послужила поводом для принятия решения о проведении госиспытаний гражданских самолетов в дальнейшем не в НИИ ВВС, а в ГосНИИ ГА.
Евсеев похоронен на мемориальном кладбище неподалёку от железнодорожной станции Чкаловская (г.Щёлково, Московской области).
Награжден медалями.

Источники информации:

  • История авиации в записках авиаконструктора / Л.Л.Селяков, «Издательский центр научных и учебных программ», Москва, 2001 /
  • Список лётного состава войсковой части 15650 погибшего в испытательных полётах / Ахтубинск /
  • Летчики-испытатели / Г.А.Амирьянц, М.: Машиностроение, 1997 /

Помогали:

  • С.С.Еремин

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *