Половников Борис Владимирович

1928-1964

Б.В.Половников

Б.В.Половников

Лётчик-испытатель 2-го класса (1961).
Родился 25 сентября 1928 года в Иркутске. С 1939 жил в посёлке Вешняки (ныне — в черте Москвы). В 1952 окончил Московский авиационный технологический институт. С 1947 одновременно с учёбой занимался в аэроклубе. В 1952-1955 работал инженером-конструктором на авиазаводе.
В 1957 окончил Школу лётчиков-испытателей.
В 1957-1959 — лётчик-испытатель НИСО; участвовал в испытаниях различного самолётного оборудования.
С октября 1959 — на лётно-испытательной работе в ЛИИ.
Провёл испытания Як-25РВ на прочность (1960-1961), испытания планера «Амур» (1961); ряд испытательных работ на Су-9, МиГ-21Ф, Ту-22 и других самолётах по тематике института.
Погиб 8 января 1964 года при выполнении испытательного полёта на Ту-22.
В тот день летчику-испытателю ЛИИ Половникову, штурману Бочкареву и радисту Неклюдову предстоял полет с целью исследования работы серийного двигателя ВД-7М с доработанной системой запуска и его температурных режимов. Через одну-две минуты после взлета Ту-22 № 5029025 упал на расстоянии 5,5 км от аэродрома. Самолет врезался в мост через Москва реку примерно в 30 км от Москвы по Новорязанскому шоссе.
В литературе описывается три версии гибели самолета и экипажа:
1) Раскачка летчиком из-за отказа демпферов в системе управления.
2) Отказ золотникового устройства бустера в канале продольного управления (была отмечена серия катастроф Ту-22 по этой причине).
3) Разрушение самолета при маневрировании с целью уклониться от мнимого препятствия.
В пользу последней версии говорит то, что профиль полета самолета и облачность были таковы, что не исключался обман зрения: перед самым выходом из облаков на высоте 80-100 м Половников почему-то резко отдал штурвал от себя.
Жил в городе Жуковский Московской области. Похоронен в Жуковском, на Быковском кладбище.
Награждён орденом Красной Звезды.

Источники информации:

  • Испытатели ЛИИ / В.П. Васин, А.А. Симонов, Жуковский. «Авиационный печатный двор», 2001 /

2 комментария

  1. Андрей:

    Считаю все версии катастрофы самолета Ту 22 Половникова неверными . Самолет горел до столкновения с мостом ! Об этом говорили очевидцы этой авиакатастрофы . Хвост самолета горел как факел оставляя черный след , звук при этом был воющий как в фильмах про войну . Самолет шел низко над рекой и люди наблюдавшие за этим гадали сможет он перелететь через мост или нет . Но скорость и высота падали . Самолет врезался в мост и взорвался . Как говорили те кто это видел , обломки и пламя пролетели сквозь мост как через сито . Один из работников ЛЛИ рассказывал что пожар начался едва самолет оторвался от земли , говорил что Половников запросил разрешение на посадку в ближайшем аэропорту
    (Интересно где бы это получилось) но получил отказ . Было приказано по возможности увести машину от жилых домов . Судя по всему экипаж принял решение аварийно посадить самолет в устье замерзшей реки (за мостом прямой участок). Но высоты не хватило ….

    1. Таня:

      Спасибо, Андрей , за правду. Именно Вашу версию катастрофы я много раз слышала от друзей Бориса и мамы. Я- младшая дочь Половникова — Таня. Если Вы из Жуковского, то не могли бы помочь найти друзей и коллег папы? Скорее всего их детей. Ещё раз спасибо за комментарий.

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *