Еманов Михаил Михайлович

1936-2010

М.М.Еманов

М.М.Еманов

Летчик-испытатель, военный летчик-снайпер, генерал-майор авиации.
Родился 15 октября 1936 г. на хуторе Перелаз Перелазовского района Сталинградской области, в семье потомственных донских казаков. Родители простые сельские труженики: мать — доярка, отец — шофёр.
Мальчишкой пережил войну и оккупацию.
В 1954 году окончил среднюю школу станицы Клетской Сталинградской области.
В 1954 году поступил в Сталинградский физкультурный техникум. Одновременно обучался в Сталинградском аэроклубе на парашютном отделении.
В 1955 году призван на воинскую службу: стрелок авиационно-технической базы; курсант курсов младших авиационных специалистов; механик самолётного оборудования.
В 1956 году, во время срочной службы в армии подал заявление и был зачислен в Ленинградское Военно-морское авиационное училище; однако после первого курса перевелся в летное училище.
В 1957-1959 годы курсант Армавирского военного авиационного училища лётчиков.
С 1959 лётчик, старший лётчик 138 ИАД 65 ВА Киевского военного округа г. Умань, г. Кировоград.
С 1967 года — слушатель командного факультета Военно Воздушной Краснознамённой Академии имени Ю.А.Гагарина.
С 1971 года — лётчик-инструктор, зам. командира эскадрильи, командир эскадрильи, зам. командира полка, с 1975 — командир полка 4-го центра боевого применения и переучивания лётного состава ВВС г.Липецк.
С 1976 г по 1982 год зам командира 131 смешанной авиационной дивизии, ком. 131 САД, командующий группы войск авиации ЦГВ – заместитель командующего ЦГВ по авиации.
В 1982 году Заместитель командующего ВВС Приволжского ВО по боевой подготовке и военно-учебным заведениям.
В рядах ВС СССР прошёл путь от рядового до генерала-майора, имеет высшую квалификацию лётчик-снайпер. Имеет два боевых катапультирования.
Занимая высокие командные должности, Михаил Михайлович постоянно совершенствовал свои навыки летчика и воздушного бойца. Так, например, в бытность командующим, он летал на всех типах самолетов и вертолетов своего соединения.
После ухода в запас Михаил Михайлович, вместо заслуженного отдыха с генеральской пенсией, выбрал для себя трудную и опасную профессию летчика-испытателя, поступив в Школу летчиков-испытателей при летно-исследовательском институте имени М.М.Громова ( г.Жуковский). Так в одном учебном классе с тридцатилетними капитанами оказался почти пятидесятилетний генерал.
После окончания в 1986 г. школы летчиков-испытателей (ШЛИ), возглавил летно-испытательный комплекс конструкторского бюро автоматических систем (КБАС), г. Куйбышев.
С 1993 г по 2000 г. – генеральный директор и шеф-пилот авиакомпании «Трансаэро-Самара».
С 2002 года Михаил Михайлович – летчик-испытатель ООО Научно производственное объединение «АэроВолга», а с 2006 по 2008 – возглавлял предприятие, продолжая летно-испытательную работу. 21 ноября 2004 года поднял в небо самолет-амфибию ЛА-8. Имел допуск на 45 летательных аппарата.
С 2008 г и до последних дней – пилот-наставник и советник, член Совета директоров предприятия.
У Михаила Михайловича три сына, двое из которых пошли по стопам отца — стали лётчиками-истребителями.
Умер 2 сентября 2010 года в г. Самара, похоронен в с.Красный Яр Самарской области, близ созданного при его непосредственном руководстве аэродромно-заводского комплекса Красный Яр.
Награжден Орденом Трудового Красного Знамени, орденом «За труд во благо земли самарской», медалями.

Источники информации:

  • Письмо сына — Д.М.Еманова
  • Умер Еманов Михаил Михайлович / Ассоциация Экспериментальной Авиации /

7 responses to “Еманов Михаил Михайлович

  1. М.М.Еманов (2010)

    Одна из последних фотографий…

  2. М.М.Еманов. День Победы

    День Победы

  3. Легендарная личность! Читал воспоминания на сайте АВВАКУЛ. Задевает до глубины души! Вечная память! Человечеще!
    (Лётчик-инструктор су-15, л-39, выпуск СВВАУЛШ-86, ныне на пенсии.)

  4. …один из немногих командиров о котором хочется вспоминать и вспоминать. Жаль, что таких лётчиков, командиров, генералов у нас было мало.Жаль, что нашёл тебя, Мих Мих очень поздно… но помнил и помнить о тебе, командир , буду всегда.
    Саша Еманов! Свяжись со мной, если по доброму вспоминаешь прыжки в Божем Даре,полёты в Багай Барановке. мои координаты в комментарии

  5. Агафонов Сергей Владимирович

    Спасибо Михаилу Михайловичу Еманову за активную поддержку самодеятельных конструкторов и пилотов, к которым я имею честь принадлежать. Ныне аэроклуб компании «Аэро-Волга» носит имя своего основателя — М.М. Еманова, возглавляет аэроклуб его сын Дмитрий.

  6. Константин

    Я летал в полку Еманова в Липецке, встречались когда летал в 131 сад, но после его ухода на должность в ЦГВ. Недавно встретил его публикации 2009-го года. Вспомнились все особенности его импульсивного характера, эрудиция, дар острословия… Но самыми главными его качествами были чувство достоинства, человечность, незаурядный дар и безудержное стремление летать. К сожалению, у нас небыло личных отношений, о которых он пишет в своих воспоминаниях. Очень жалею, что «открыл» его для себя слишком поздно. Светля память настоящему летчику!

  7. ути не меняет, но думаю «танец кобры», что описан как полет с Федоровым И.И., скорее всего был со Сметанинвм А.В. (так по годам командования полком Емановым и командировкой Фелорова получается). Но еще раз говорю: ни слова не отниму из сказаного в адрес Ивана и не уличаю Еманова. Просто эти два его летчика были одинаково «безбашенными» в летной работе, как и сам Еманов. Думаю, случись им участвовать в боевых действиях на современных истребителях, все трое были бы не единажды Героями.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *