1936-2010
Летчик-испытатель, военный летчик-снайпер, генерал-майор авиации.
Родился 15 октября 1936 г. на хуторе Перелаз Перелазовского района Сталинградской области, в семье потомственных донских казаков. Родители простые сельские труженики: мать — доярка, отец — шофёр.
Мальчишкой пережил войну и оккупацию.
В 1954 году окончил среднюю школу станицы Клетской Сталинградской области.
В 1954 году поступил в Сталинградский физкультурный техникум. Одновременно обучался в Сталинградском аэроклубе на парашютном отделении.
В 1955 году призван на воинскую службу: стрелок авиационно-технической базы; курсант курсов младших авиационных специалистов; механик самолётного оборудования.
В 1956 году, во время срочной службы в армии подал заявление и был зачислен в Ленинградское Военно-морское авиационное училище; однако после первого курса перевелся в летное училище.
В 1957-1959 годы курсант Армавирского военного авиационного училища лётчиков.
С 1959 лётчик, старший лётчик 138 ИАД 65 ВА Киевского военного округа г. Умань, г. Кировоград.
С 1967 года — слушатель командного факультета Военно Воздушной Краснознамённой Академии имени Ю.А.Гагарина.
С 1971 года — лётчик-инструктор, зам. командира эскадрильи, командир эскадрильи, зам. командира полка, с 1975 — командир полка 4-го центра боевого применения и переучивания лётного состава ВВС г.Липецк.
С 1976 г по 1982 год зам командира 131 смешанной авиационной дивизии, ком. 131 САД, командующий группы войск авиации ЦГВ – заместитель командующего ЦГВ по авиации.
В 1982 году Заместитель командующего ВВС Приволжского ВО по боевой подготовке и военно-учебным заведениям.
В рядах ВС СССР прошёл путь от рядового до генерала-майора, имеет высшую квалификацию лётчик-снайпер. Имеет два боевых катапультирования.
Занимая высокие командные должности, Михаил Михайлович постоянно совершенствовал свои навыки летчика и воздушного бойца. Так, например, в бытность командующим, он летал на всех типах самолетов и вертолетов своего соединения.
После ухода в запас Михаил Михайлович, вместо заслуженного отдыха с генеральской пенсией, выбрал для себя трудную и опасную профессию летчика-испытателя, поступив в Школу летчиков-испытателей при летно-исследовательском институте имени М.М.Громова ( г.Жуковский). Так в одном учебном классе с тридцатилетними капитанами оказался почти пятидесятилетний генерал.
После окончания в 1986 г. школы летчиков-испытателей (ШЛИ), возглавил летно-испытательный комплекс конструкторского бюро автоматических систем (КБАС), г. Куйбышев.
С 1993 г по 2000 г. – генеральный директор и шеф-пилот авиакомпании «Трансаэро-Самара».
С 2002 года Михаил Михайлович – летчик-испытатель ООО Научно производственное объединение «АэроВолга», а с 2006 по 2008 – возглавлял предприятие, продолжая летно-испытательную работу. 21 ноября 2004 года поднял в небо самолет-амфибию ЛА-8. Имел допуск на 45 летательных аппарата.
С 2008 г и до последних дней – пилот-наставник и советник, член Совета директоров предприятия.
У Михаила Михайловича три сына, двое из которых пошли по стопам отца — стали лётчиками-истребителями.
Умер 2 сентября 2010 года в г.Самара, похоронен в с.Красный Яр Самарской области, близ созданного при его непосредственном руководстве аэродромно-заводского комплекса Красный Яр.
Награжден Орденом Трудового Красного Знамени, орденом «За труд во благо земли самарской», медалями.
Источники информации:
- Письмо сына — Д.М.Еманова
- Умер Еманов Михаил Михайлович / Ассоциация Экспериментальной Авиации /
Одна из последних фотографий…
День Победы
Легендарная личность! Читал воспоминания на сайте АВВАКУЛ. Задевает до глубины души! Вечная память! Человечеще!
(Лётчик-инструктор су-15, л-39, выпуск СВВАУЛШ-86, ныне на пенсии.)
…один из немногих командиров о котором хочется вспоминать и вспоминать. Жаль, что таких лётчиков, командиров, генералов у нас было мало.Жаль, что нашёл тебя, Мих Мих очень поздно… но помнил и помнить о тебе, командир , буду всегда.
Саша Еманов! Свяжись со мной, если по доброму вспоминаешь прыжки в Божем Даре,полёты в Багай Барановке. мои координаты в комментарии
Спасибо Михаилу Михайловичу Еманову за активную поддержку самодеятельных конструкторов и пилотов, к которым я имею честь принадлежать. Ныне аэроклуб компании «Аэро-Волга» носит имя своего основателя — М.М. Еманова, возглавляет аэроклуб его сын Дмитрий.
Я летал в полку Еманова в Липецке, встречались когда летал в 131 сад, но после его ухода на должность в ЦГВ. Недавно встретил его публикации 2009-го года. Вспомнились все особенности его импульсивного характера, эрудиция, дар острословия… Но самыми главными его качествами были чувство достоинства, человечность, незаурядный дар и безудержное стремление летать. К сожалению, у нас небыло личных отношений, о которых он пишет в своих воспоминаниях. Очень жалею, что «открыл» его для себя слишком поздно. Светля память настоящему летчику!
ути не меняет, но думаю «танец кобры», что описан как полет с Федоровым И.И., скорее всего был со Сметанинвм А.В. (так по годам командования полком Емановым и командировкой Фелорова получается). Но еще раз говорю: ни слова не отниму из сказаного в адрес Ивана и не уличаю Еманова. Просто эти два его летчика были одинаково «безбашенными» в летной работе, как и сам Еманов. Думаю, случись им участвовать в боевых действиях на современных истребителях, все трое были бы не единажды Героями.