Нюхтиков Михаил Александрович

1906-1998

М.А.Нюхтиков

М.А.Нюхтиков

Герой Советского Союза (1.05.1957), за­служенный лётчик-испытатель СССР (17.02.1959), полковник (1945).
Родился 3(16) июня 1906 в городе Чарджуй (ныне — город Туркменабад, Туркменистан). Детство и юность провёл в городе Стародуб (Брянская область). Окончил 9 классов школы. В 1924-1926 работал учителем, инструктором уездного отделения Осоавиахима.
В армии с сентября 1926. В 1927 окончил Ленинградскую военно-теоретическую школу ВВС, в 1928 — Качинскую ВАШЛ. В 1928-1933 — лётчик-инструктор Качинской ВАШЛ.
С июля 1933 по август 1953 — лётчик-испытатель ГК НИИ ВВС. Поднял в небо и провёл испытания ДБ-А/2 (15.03.1936), ДБ-ЛК (1939), «103» (АНТ-58) (29.01.1941), «103У» (АНТ-59) (18.05.1941), «63-2» (СДБ) (октябрь 1944). Провёл госиспытания ТБ-4 (АНТ-16) (1933; 2-й пилот), ТБ-1Р (1935; 2-й пилот), ДБ-А (1936), УТ-1 (1936), АИР-10 (1936), Г-22 (1936), ЦКБ-30 (1936), СБ с М-100А (1936), ДБ-2 (1937), Вулти V-11GB (1937), БОК-5 (1937), ДБ-3 с М-85 (1937), ДИ-6Ш с М-25 (1937), БИЧ-14 (1937), ДБ-3 с М-87 (1938), СПБ (1939), PZL-37 (1939), Р-10 с М-25В (1939), АНТ-42 (Пе-8) (1939), УТ-3 (1940), ПС-84 (1940), Ер-2 (1940), Пе-Збис (1942), Ту-2 (1942), Ил-2 с М-82ИР (1942), Ер-2 с М-ЗОБ (1943), B-25D (1944), Пе-2И (1944), Ту-2С (1944), Ли-2ВП (1944), УТБ-2 (1946), Ту-12 (1947), «73» (Ту-14) (1948). Участвовал в госиспытаниях Ту-4 (1948), Ил-28 (1949), Ил-32 (1949), Ил-14П (1952), Ил-46 (1952), Ту-85 (1951), в испытаниях систем «Звено-1А» (1933; 2-й пилот), «Звено-3» (1934), «Звено-6» (1935) и «Звено-7» (1938). Построил 3 планёра собственной конструкции.
10 ноября 1936 М.А.Нюхтиков и М.А.Липкин с воентехниками С.Обыденковым и А.Елтышевым установили международный рекорд высоты полета с контрольной нагрузкой в 10000 кг, поднявшись на ДБ-А 4АМ-34Р на 7032 м, а 11 ноября с грузом 10000 кг — уже на 12695 м.
Участник боёв с японскими милитаристами у оз.Хасан в 1938 году, на реке Халхин-Гол летом 1939 года, Великой Отечественной войны 1941-1945 годов.
6 июля 1941 103У (АНТ-59) потерпел катастрофу, так как в районе аэродрома на правом АМ-37 разрушилось рабочее колесо ПЦН и осколки повредили двигатель и убили штурмана А.М.Акопяна. М.А.Нюхтиков покинул машину, которая планируя и не теряя устойчивости врезалась в землю.
25 августа 1944 в качестве лидера на А-20К «Бостон» участвовал в беспосадочном перелёте Бельцы — Бари (Италия) эскадрильи Як-9ДД для помощи НОА Югославии.
С августа 1953 по апрель 1963 — лётчик-испытатель ОКБ А.Н.Туполева. Поднял в небо и провёл испытания Ту-95/2 (16.02.1955), Ту-95М (февраль 1957), Ту-119 (1958). Провёл испытания Ту-114 (1957-1959), Ту-95ЛАЛ (1961-1962). Провёл испытания Ту-114 на больших углах (1960-1961) и при выключенном двигателе без флюгирования (1960). Освоил 232 типа самолётов и 15 планёров.
С апреля 1963 — в запасе. Жил в городе Жуковский Московской области. Умер 5 мая 1998 года. Похоронен в Жуковском, на Быковском кладбище.
Награждён 2 орденами Ленина (13.06.1952, 1.05.1957), 3 орденами Красного Знамени (5.11.1946, 31.07.1948, 30.12.1956), 2 орденами Отечественной войны 1-й степени (20.08.1944, 20.09.1947), 3 орденами Красной Звезды (27.05.1939, 3.11.1944, 3.11.1959), орденом «Знак Почёта» (25.05.1936), медалями.
Почётный гражданин города Жуковский. В посёлке Чкаловский (в черте города Щёлково) Московской области на доме, в котором он жил, установлена мемориальная доска.

Источники информации:

  • Заслуженные испытатели СССР / А.А.Симонов, — М.: Авиамир, 2009 /
  • Герои Советского союза: Краткий биографический словарь. Т.2./ Пред.ред.коллегии И.Н.Шкадов. — М.: Воениздат, 1988 /
  • Нюхтиков Михаил Александрович / Асы /

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *