Дзюба Иван Михайлович

1918-1995

И.М.Дзюба

И.М.Дзюба

Герой Советского Союза (21.07.1942), заслуженный лётчик-испытатель СССР (5.07.1961), полковник (1950).
Родился 1 мая 1918 года в селе Огульцы ныне Валковского района Харьковской области (Украина). Украинец. Окончил школу ФЗУ, работал слесарем на заводе. Член КПСС с 1941.
В армии с апреля 1938. В 1938 окончил Одесскую ВАШЛ. Служил в строевых частях ВВС.
Участник Великой Отечественной войны: в июле 1941-январе 1943 — командир звена, эскадрильи, штурман 12-го истребительного авиационного полка, в январе-марте 1943 — лётчик-инспектор по технике пилотирования Управления 269-й истребительной авиационной дивизии, в марте-сентябре 1943 — лётчик-инспектор по технике пилотирования Управления 2-го истребительного авиационного корпуса. Сражался в составе ПВО Москвы, на Северо-Западном, Крымском, Сталинградском, Калининском и Волховском фронтах. Участвовал в обороне Москвы, Ленинграда и Крыма, в Сталинградской и Курской битвах. Совершил 238 боевых вылетов на Як-1 и Як-7, в 25 воздушных боях сбил лично 10 и в составе группы 2 самолёта противника.
С сентября 1943 по сентябрь 1972 — лётчик-испытатель ГК НИИ ВВС (1 отдел, 1 Управление). В 1958-1961 — заместитель начальника лётной службы ГК НИИ ВВС, в 1961-1972 — начальник лётной службы Филиала ГК НИИ ВВС в Чкаловской. Провёл госиспытания «Харрикейна» (1943), Ла-152 (1947), МиГ-15 (1948), Ла-200 (1950-1951); Ла-7 на пикирование (1944), вооружения МиГ-15 (1948). Участвовал в госиспытаниях МиГ-15УГИ (1949), МиГ-15бис (1950), Ил-14П (1952), СМ-2 (1953), Як-25Р (1954), Ил-40 (1954). Освоил 117 типов и модификаций самолётов. Участвовал в летной подготовке будущих космонавтов: Ю.А.Гагарина, Г.С.Титова, А.Г.Николаева.
В 1947 году в одном из полетов Дзюбы на истребителе «152» ОКБ С.А.Лавочкина отказал двигатель. При вынужденной посадке машина оказалась основательно повреждена и ее не восстанавливали.
В сентябре 1950 завершались гос. испытания опытного всепогодного двухместного истребителя-перехватчика Ла-200. При заходе на посадку и выпуске закрылков на высоте 300 метров самолет вдруг резко накренило. Из-за обрыва тяги привода одного из закрылков, закрылок выпустился лишь с одной стороны. Но Дзюба среагировал мгновенно. Он сразу же убрал закрылки, ушел на второй круг и сел на повышенной скорости без использования механизации крыла.
Через несколько дней на самолёте-лаборатории УТИ МиГ-15 в момент катапультирования из второй кабины парашютиста-испытателя разорвалась телескопическая труба стреляющего механизма. Взрывная волна контузила Дзюбу. Но постепенно он пришел в себя и, собрав всю свою волю, привел поврежденный «МиГ» на аэродром.
С сентября 1972 — в запасе. В 1974-198.. работал в Главном штабе ВВС. Жил в посёлке Чкаловский (в черте города Щёлково) Московской области. Умер 12 октября 1995 года. Похоронен в деревне Леониха Щёлковского района.
Награждён орденом Ленина (21.07.1942), 2 орденами Красного Знамени (21.12.1941, 5.02.1947), орденами Отечественной войны 1-й (11.03.1985) и 2-й (5.06.1945) степени, Красной Звезды (3.11.1953), медалями.
Его именем назван проспект в Харькове. В посёлке Чкаловский на доме, в котором он жил, установлена мемориальная доска.

Источники информации:

  • Заслуженные испытатели СССР ( А.А.Симонов, — М.: Авиамир, 2009 )
  • Хронология И.И.Родионова / ВВС России /
  • «Триста неизвестных» / П.М.Стефановский /
  • Герои Советского союза: Краткий биографический словарь. Т.1./ Пред.ред.коллегии И.Н.Шкадов. — М.: Воениздат, 1988 /
  • Дзюба Иван Михайлович / Герои страны /

One comment

  1. Власко Виталий:

    В Харькове проспект Дзюбы назван в 1965 году в честь Петра Петровича Дзюбы, который жил после войны в Харькове, умер в январе 1965 года и похоронен в Харькове. Прошу исправить соответствующий текст. Я не умаляю заслуг Ивана Михайловича, но справедливость требует точности.

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *