Коккинаки Владимир Константинович

1904-1985

В.К.Коккинаки

В.К.Коккинаки

Дважды Герой Советского Союза (17.07.1938; 17.09.1957), заслуженный лётчик-испытатель СССР (17.02.1959), заслуженный мастер спорта СССР (1959), генерал-майор авиации (1943).
Родился 25 (12 — ст.ст.) июня 1904 года в городе Новороссийск ныне Краснодарского края. В 1921 окончил 3 класса начальной школы. Работал колхозником на виноградных плантациях, матросом и грузчиком в порту.
В армии с декабря 1925. До июля 1927 служил в пехоте. В 1928 окончил Ленинградскую военно-теоретическую школу ВВС, в 1930 — Борисоглебскую ВАШЛ. Служил в строевых частях ВВС (Московский ВО). В апреле-декабре 1931 — лётчик-инструктор Ленинградской военно-теоретической школы ВВС.
С января 1932 по март 1935 — лётчик-испытатель НИИ ВВС. Провёл госиспытания И-16 (1934) и ДИ-4. Участвовал в госиспытаниях И-15, в испытаниях «Звена» (самолёт ТБ-1 с истребителями И-4 на крыльях (1933), самолёт ТБ-3 с истребителями И-5 на крыльях). В январе 1935-ноябре 1936 — в запасе.
С марта 1935 по октябрь 1964 — старший лётчик-испытатель ОКБ С.В.Ильюшина. Поднял в небо и провёл испытания ЦКБ-26 (июнь 1935), И-16П (сентябрь 1935), ЦКБ-30 (31.03.1936), ЦКБ-32 (1936), ЦКБ-54 (февраль 1938), ДБ-3Ф (Ил-4) (21.05.1939), ЦКБ-55 (Ил-2) (2.10.1939), Ил-2/2 (30.12.1939), ЦКБ-57 (12.10.1940), ДБ-4 (15.10.1940), головного Ил-2 авиазавода №381 (апрель 1941), Ил-2 с М-82 (8.09.1941), двухместного Ил-2 (март 1942), Ил-4ТК (16.03.1943), Ил-8 (10.05.1943), Ил-2И (июль 1943), Ил-6 (7.08. 1943), Ил-10 (18.04.1944), Ил-1 (19.05.1944), Ил-16 (апрель 1945), Ил-12 с АЧ-31 (15.08.1945), Ил-12 (9.01.1946), Ил-18 с АШ-73 (17.08.1946), Ил-22 (24.07.1947), Ил-12Т (1.08.1947), Ил-28 (8.07.1948), Ил-12Д (август 1948), планера Ил-32 (19.08.1948), Ил-20 (5.12.1948), Ил-28У (18.03. 1950), Ил-28Р (19.04.1950), Ил-14 (13.07.1950), Ил-14П (1.10.1950), Ил-28Т (8.01.1951), Ил-10М (5.06.1951), Ил-46 (3.03.1952), Ил-40 (7.03.1953), Ил-40П (19.08.1953), головного Ил-14П Ташкентского авиазавода (14.03.1954), Ил-54 (3.04. 1955), Ил-14М (1.11.1955), Ил-14Т (22.06.1956), Ил-14ФК (20.09.1956), Ил-18 (4.07.1957), Ил-18А (26.10.1957), Ил-18Б (30.09.1958), Ил-18В (31.08. 1959), Ил-18И (21.12.1960), Ил-38 (28.09.1961), Ил-62 (2.01.1963).
21.11.1935 на самолёте И-15 достиг высоты 14.575 м (неофициальный мировой рекорд), 20.04.1936 впервые в стране выполнил петлю Нестерова на двухмоторном самолёте (ЦКБ-26).
27-28.06.1938 на самолёте ЦКБ-30 «Москва» (штурман — А.М.Бряндинский) совершил беспосадочный перелёт по маршруту Москва -Дальний Восток (город Спасск-Дальний, Приморский край) протяжённостью 6.850 км по прямой.
28-29.04.1939 на самолёте ЦКБ-30 «Москва» (штурман — М.Х.Гордиенко) совершил беспосадочный перелёт по маршруту Москва — Новгород — Хельсинки — Тронхейм — остров Исландия — мыс Фарвель (южная оконечность Гренландии) — США (остров Мискоу) протяжённостью 6.516 км по прямой.
В годы Великой Отечественной войны совмещал работу лётчика-испытателя, начальника Главной инспекции по качеству Наркомата авиационной промышленности СССР (1943-1947) и начальника лётно-испытательной службы авиационной промышленности.
Установил 20 мировых авиационных рекордов: в 1936-1937 — 7 рекордов скорости и грузоподъёмности на самолёте ЦКБ-26; в 1958-1960 — 13 рекордов скорости и грузоподъёмности на самолёте Ил-18.
С января 1966 — в запасе. Работал в ОКБ С.В.Ильюшина инженером-методистом, с 1968 — ответственный представитель Генерального конструктора в лётно-доводочном комплексе.
С 1961 — вице-президент, в 1967-1968 — президент, с декабря 1968 — почётный президент ФАИ.
Жил в Москве. Умер 7 января 1985 года. Похоронен в Москве, на Новодевичьем кладбище.
Ленинская премия (1960). Награждён 6 орденами Ленина (25.05.1936, 17.07.1938, 1 1.06. 1939, 16.09.1945, 17.05.1951, 22.06.1984), орденом Октябрьской Революции (3.07.1974), 3 орденами Красного Знамени (29.04.1944, 30.04. 1945, 12.07.1957), 2 орденами Отечественной войны 1-й степени (19.08.1944, 20.09.1947), 4 орденами Красной Звезды (5.03.1939, 25.11.1941, 3.1 1.1944, 2.10.1969), медалями (в том числе — медалью «За отвагу» (11.06.1939)), иностранными наградами. Удостоен Золотой авиационной медали ФАИ (1965). Награждён бриллиантовым ожерельем «Цепь пионера розы ветров» как первопроходец кратчайшего авиационного пути между Европой и Америкой (IKKA, 1965).
Его именем названы улицы в городах Москва, Ростов-на-Дону, Донской (Тульская область) и Новокузнецк (Кемеровская область). В Новороссийске установлен бронзовый бюст.

Мировые авиационные рекорды, установленные В.К.Коккинаки

№ п/п Дата Самолёт Экипаж Класс Наименование рекорда Результат
1 17.07.1936 ЦКБ-26 В.К.Коккинаки – лётчик Класс С Высота с грузом 500 кг 11.294 м
2 26.07.1936 ЦКБ-26 В.К.Коккинаки – лётчик Класс С Высота с грузом 1.000 кг 11.402 м
3 03.08.1936 ЦКБ-26 В.К.Коккинаки – лётчик Класс С Высота с грузом 500 кг 12.816 м
4 07.09.1936 ЦКБ-26 В.К.Коккинаки – лётчик Класс С Высота с грузом 2.000 кг 11.005 м
5 26.08.1937 ЦКБ-26 В.К.Коккинаки – лётчик

А.М.Бряндинский – штурман

Класс С Скорость полёта на 5.000-км замкнутом маршруте 325,26 км/ч
6 Класс С Скорость полёта на 5000-км замкнутом маршруте с грузом 500 кг 325,26 км/ч
7 Класс С Скорость полёта на 5000-км замкнутом маршруте с грузом 1.000 кг 325,26 км/ч
8 14.11.1958 Ил-18 В.К.Коккинаки – командир
Э.И.Кузнецов – 2-й пилот
В.Ф.Воскресенский – штурман
П.К.Коккинаки – бортинженер
Класс С-1, группа II Высота с грузом 15.000 кг 12.471 м
9 15.11.1958 Ил-18 В.К.Коккинаки – командир
Э.И.Кузнецов – 2-й пилот
В.Ф.Воскресенский – штурман
П.К.Коккинаки – бортинженер
Класс С-1, группа II Высота с грузом 10.000 кг 13.154 м
10 19.08.1959 Ил-18 В.К.Коккинаки – командир

Э.И.Кузнецов –2-й пилот

В.Ф.Воскресенский – штурман

П.К.Коккинаки – бортинженер

И.С.Силиминов – бортрадист

Класс С-1, группа II Скорость полёта на 2000-км замкнутом маршруте с грузом 1.000 кг 719,50 км
11 Класс С-1, группа II Скорость полёта на 2000-км замкнутом маршруте с грузом 2.000 кг 719,50 км/ч
12 Класс С-1, группа II Скорость полёта на 2000-км замкнутом маршруте с грузом 5.000 кг 719,50 км/ч
13 Класс С-1, группа II Скорость полёта на 2000-км замкнутом маршруте с грузом 10.000 кг 719,50 км/ч
14 Класс С-1, группа II Скорость полёта на 2000-км замкнутом маршруте с грузом 15.000 кг 719,50 км/ч
15 25.11.1959 Ил-18 В.К.Коккинаки – командир Э.И.Кузнецов – 2-й пилот
В.Ф.Воскресенский – штурман
П.К.Коккинаки – бортинженер
И.С.Силиминов – бортрадист
Класс С-1, группа II Высота с грузом 20.000 кг 12.118 м
16 02.02.1960 Ил-18 В.К.Коккинаки – командир

Э.И.Кузнецов – 2-й пилот

В.Ф.Воскресенский – штурман

П.К.Коккинаки – бортинженер

И.С.Силиминов – бортрадист

Класс С-1, группа II Скорость полёта на 5000-км замкнутом маршруте без груза 693,55 км/ч
17 Класс С-1, группа II Скорость полёта на 5000-км замкнутом маршруте с грузом 1.000 кг 693,55 км/ч
18 Класс С-1, группа II Скорость полёта на 5000-км замкнутом маршруте с грузом 2.000 кг 693,55 км/ч
19 Класс С-1, группа II Скорость полёта на 5000-км замкнутом маршруте с грузом 5.000 кг 693,55 км/ч
20 Класс С-1, группа II Скорость полёта на 5000-км замкнутом маршруте с грузом 10.000 кг 693,55 км/ч
Класс С – сухопутные самолёты (по классификации 1930-х годов)
Класс С-1 – сухопутные самолёты (по нынешней классификации)
Группа II – летательные аппараты с турбовинтовыми двигателями (по нынешней классификации)

Сочинения:

  • Как мы летели. Ростов-на-Дону, 1939;
  • Курс на восток. М., 1939.

Источники информации:

  • Заслуженные испытатели СССР / А.А.Симонов, — М.: Авиамир, 2009 /
  • Водопьянов М.В. Небо начинается с земли. М., 1976
  • Герои Советского Союза и России Северного АО г.Москвы. М., 2003
  • Герои Советского Союза. Краткий биографический словарь. Том 1. М.: Воениз., 1987
  • Дважды Герои Советского Союза. — М.: Воениздат, 1973.
  • Люди бессмертного подвига. Книга 1. М., 1975

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *