1957-2023
Летчик-испытатель 1 класса, полковник.
Родился в 1957 году в п.Рассыпное (Донбасс). Поступил в Харьковский авиационный институт на факультет двигателестроения (вечернее отделение).
В армии с 1976 года. В 1980 окончил Черниговское ВВАУЛ имени Ленинского комсомола. Служил в строевых частях ВВС. Командир авиазвена, старший летчик.
В 1989 году окончил ЦПЛИ.
С 1989 — на летно-испытательной работе в ГК НИИ ВВС. Участвовал в государственных испытаниях Су-27.
С 199? — на летно-испытательной работе в ГАНИЦ (Феодосия). С 1995 участник пилотажной группы «Украинские соколы». Выступал на авиашоу в Англии, Словакии, Турции, Румынии.
Налет 1903 часа, освоил 30 типов самолетов и вертолетов.
27 июля 2002 года пилотируемый им Су-27УБ потерпел катастрофу на авиашоу на аэродроме Скнылив во Львове, посвященном 60-летию 14-го авиационного корпуса военно-воздушных сил Украины. На поле собралось около 10 тыс. зрителей. Во время выполнения фигуры высшего пилотажа истребитель Су-27УБ резко изменил траекторию, задел стоящий на земле Ил-76 и врезался в толпу. Погибли 77 человек, из которых 27 – дети. Позже пострадавшими признали 543 человека, 10 остались инвалидами. Экипаж катапультировал второй пилот — летчик 1 класса Ю.Егоров за 1,5 с до касания земли.
Самолёты, подготовленные к воздушному шоу, дислоцировались на базе Озёрное в Житомирской области. На старте не запустился двигатель основной машины, которую заправили шестью тоннами топлива из расчёта долететь до Львова, выполнить высший пилотаж и вернуться обратно или сесть на запасной аэродром. Пилоты пересели в запасной самолёт, который оказался заправленным девятью тоннами керосина. Лётчиков явно торопили, время поджимало: над Скниловом они должны были появиться в чётко определённое время, и слить лишнее горючее перед вылетом техники просто не успевали.
По словам Топонаря: «Основная причина падения самолета — резкий недобор левым двигателем необходимой мощности. Из-за этого появился так называемый «разнотяг», то есть тяга левого двигателя оказалась намного меньше тяги правого. Это случилось при выполнении «полубочки». Самолет очень слабо наращивал скорость и не выходил из пикирования, поэтому пришлось выйти на критические углы атаки (на допустимых избежать столкновения с землей было уже невозможно). В такой ситуации самолет управляется плохо — крен увеличивается, теряется высота. И тогда я принял единственное, на мой взгляд, правильное решение — решил бороться до конца, вплоть до касания самолетом земли с возможным последующим отрывом от нее, чтобы увести машину от летного поля. Руки от управления не убирал, и мы остались живы только благодаря Егорову, который в последнюю секунду привел в действие катапульту.» Большое количество жертв было вызвано тем, что зона пилотажа находилась прямо над зрителями. При падении самолет зацепил колючую проволоку, которая буквально «косила» зрителей.
24 июня 2005 года осужден на 14 лет лишения свободы с выплатой 150 тыс. грн. государству. В июле 2013 освобожден из колонии. Поселился в селе Зикрачи Киевской области. В феврале 2022 года он уехал на лечение в Крым.
Умер 23 января 2023 года.
Источники информации:
- Трагедия асов пилотажа / Д.Попович, «Ведомости» /
- В небе над «Скниловым» не было даже тренировки — топлива не хватило / В.Колычев, «Facty i kommentarii». 18.04.2003 /
а где же те выродки-генералы, которые руководили этим массовым убийством? спрятались за спину летчика, суки.
Владимир, там виноваты многие и пилот в том числе, а вот то что наказание понесли не все, вот с тим согласен. Не справедливо…
Скнилов, как был: СТРИЖИ.РУ — форум — авиапарады — Скнилов — статьи «СБУ против ЦРУ» и «Егоров против Топонаря»(вторая открывается по скрепке)
А организатор массового истребления мирного населения Львова на этом шоу-теперь вдохновитель и руководитель всех побед ВВС Украины (около 15 исправных с-тов)главком-генерал Онищенко Сергей-более достойных у Януковича не нашлось
В 1996 году Топонарь разбил мотодельтаплан первого чемпиона Вооружённых сил по дельтапланеризму подполковника В.И. Прокопова. Вячеслав Иванович разрешил Топонарю, ранее не летавшему на балансирных аппаратах, только рулёжку, Топонарь же без разрешения взлетел и плюхнулся, потеряв скорость. Обещал помочь в ремонте, но обещания не выполнил. В полку в Кировском (Крым) Топонаря называли ломателем самолётов.
Пайперу — для того, чтобы Вы поняли роль Онищенко, переадресовываю Вас на «штатный каталог авиатору», «Скниловская трагедия, стр.9-22. Там много чего наговорено.
я его видела в колонии, на роликах возрвращался домой в деревню, он немного того уже……жаль мужика-суки усадили
Що ми за люди такі? «Винен, винен!» Та хто ми такі, щоб судити людину? Та в Україні подібних пілотів немає!!! І з подібною владою ніколи не буде! І з подібним народом, який готовий втоптати в бруд людину, яка спіткнулась. Ніхто не був на його місці! не нам вирішувати «винен-невинен»! Є різні ситуації, люди не боги, щоб передбачити все! Ви хоч уявляєте, як страждає ця людина?!
Очень жаль и Топонаря,и всех погибших..
Вы только представьте,что у него сейчас на душе..
Владимир,держись!У тебя есть друг!Обращайся
Общайся,приезжай
С него просто сделали козла отпущения, и всё.Это обыкновенный лётчик, а вот те генералы шкуры которые виноваты так и не ответили не перед кем.Ну ничего Бог им судья!
Шкода Топонаря……За що сидить невинна людина, Хай Господь йому допоможе……..Терпіння йому…..
Топономарь сидеть не должен постольку по сколько он не выбирал где летать, ему дали приказ выполнить , а приказы не обсуждаются.
Он не виноват в том что один тренировочный полёт был на другом самолете, самолет бы перегружен керосином на 7 тонн.
А с него просто сделали козла отпущения!!!!!!!!!
Очень жаль Топонаря! Посмотрела передачу на днях про Скниловскую трагедию и несправедливость возмущает! кто-то отсидел два года, а кому-то за всех досталось! Представить только как он живет с осознанием этого всего?!! Несчастный человек!!! Да, жаль и погибших , и их родственников… Но Топонарь несет наказание несправедливо!
Я- военный летчик I класса, просмотрев видео, сделал вывод: Топонарь НЕ ВИНОВАТ!!!! Считаю причиной трагедии является неисправность авиатехники, и в первую очередь, руководство полетами!!! Летчик сделал все, что бы избежать трагедии. «Два медведя в одной кабине не помещаются». Как правило, из опыта мое летной работы, в авиации ищут крайнего, а не причину происшедшего. С глубочайшим уважением к летчику В. Топонарю, военный летчик I класса — И. Ромашов. Володя, держись, мы с тобой!!!!
P.S. Я в его ситуации был 2 раза.
Люди добрые!!!О чём Вы говорите!!!?Если вы вообще не знаете технологию полёта СУ-27,и тем более СУ-29!!!Если не знаете!!!Не берите грех на душу!!!Не Обвиняйте пилотов!!!Они такие же люди как и мы все!!!У них есть тоже семьи и дети и внуки!!!Не вените и не будете обвенёнными!!!
Думаю,что нужно пересмотреть это дело! Счтитаю что Топонарь не виновен!Зная в нашей армии подготовку к разным мероприятим,вызывает страх и тихий ужас! топлива нет,давай сольем с другого самолета,а что в другом самолете было за топливо-никто не знает!первый самолет дал отказ,найдем другой,который не лучше! все это происходит из-за нищеты ВСУ! мы как голодранцы все пытаемся с говна конфетку слепить,а потом получается трагедия! Счтитаю что виноватых нужно искать в верхах подготовки тех полетов,а не сделать стрелочником пилота,хотя и Егоров та еще морда!
Всем.кому небезразлична судьба Владимира Топонаря-присоединяйтесь в группу поддержки
http://vk.com/club58776923
Мы хотим чтобы он вернулся к полноценной жизни.
Аффект нездравомыслящей толпы… влияние которой привело
к такому вердикту.
За это прошедшее времья Человек , в особенности когда
он менял сферу основной деятельности, абстрагируется и
выделяет ,в своей памяти, сознании и подсознании,то самое
важное и главное , концентрируется опыт.. очищается.
Я, скажу так, у гнилого суда нихрена не вышло, так как,
Летчик- АСС все это время так м летал и некуда от этого
дется. Авиация как была так м есть на самой верхушке
силовых структур, а оте пыжащиеся заседающиеся долдоны….
Летчика необходимо вернуть в строй м это будет ВЕРНО.
Алгоритм развития аварии следующий: на третьем проходе над ВПП начинает терять тягу левый движок. Бочка выполняется с глубокой просадкой. СЗ сигнализация по непонятной причине на отрабатывает, пилоты остаются в штатном пилотаже. После подсказки Егорова «поворачивай» и команды Яцюка «поворот» Топонарь доворачивает влево на аэродром и сваливается с виража. Выкручивается противоштопорным маневром «энергичная управляемая бочка в сторону сваливания», включает полный форсаж, начинает разгонять машину в пикировании. Ввод из-за недостатка высоты — малорадиусный, на предельных перегрузках, с частичной потерей линейной скорости. Левый движок запаздывает с формированием тяги, появляется кап по асимметрии тяговых импульсов, машину несет и кренит влево… Все остальное — от лукавого.
Основной и главный виновник той трагедии, вор и подонок Кучма Л.!!!
Тоже странно Любое нарушение работы ГТРДФ фиксируется приборами Троекратно!
т господа — он именно ВИ-НО-ВЕН!
И именно тем, что уже ПОНЯВ, что с движком что-то НЕ так — он всё-таки ПРОДОЛЖИЛ полёт! БОЯСЬ нарушить волю Командира…
( как и в Камране…)
Так шо — не надо…ля-ля…
Владимир Топонарь умер 23 января 2023 года.