Попов Александр Андреевич

1914-1986

А.А.Попов

А.А.Попов

Летчик-испытатель 1-го класса (1952), подполковник (195..).
Родился 16 (3 — ст.ст.) июля 1914 года в г.Бежица Брянской области. В 1937 году окончил 1 курс машиностроительного института, работал киномехаником.
В армии с декабря 1937 года. В 1937-38 годах – курсант тренировочного отряда (г.Спасск-Дальний), 1938-1939 г – курсант 30 ВАШП (г.Чита). В 1940 г окончил Батайскую ВАШП имени А.К.Серова. До 1941 г. проходил службу в авиачастях. С апреля 1941 по 1942 год – летчик-инструктор 166 резервного авиаполка. В январе–мае 1944 года – командир звена 3-й  перегоночной авиаэскадрильи (г.Горький).
Участник великой Отечественной войны: в 1941-1943 нес боевые дежурства в системе ПВО г.Горького.
С мая 1944 по декабрь 1957 – лётчик-испытатель авиазавода №21 (г.Горький). Поднял в небо и провёл испытания Ла-150 (12.09.1946), И-211 (1947), И-215 (13.10.1947). Испытывал серийные Ла-5ФН (1944), Ла-7 (1944-1947), Ла-9 (1946-1948), Ла-11 (1947-1951), Ла-15 (1949), МиГ-15 (1950-1952), МиГ-17 (1952-1954), МиГ-17 (1952-1955), МиГ-19 (1955-1957) и их модификации.
С декабря 1957 – в запасе. Работал пилотом лётно-транспортного отряда авиазавода Горьковского авиазавода.
За время летной работы летал на истребителях: Р-5, У-2, Ути (всех типов), И-15, И-16, Як-1, ЛаГГ-3, Лагг-5, Ла-5, Ла-7, Ла-9, Ла-150, Ла-152, Б-29, Як-15, И-215, МиГ-15, МиГ-19, Ли-2, Ил-14. Общий налет в процессе летно-испытательной работы 4257 часов 04 мин (на 17 мая 1957 г.), на самолетах Ли-2, Ил-14 – 238 часов.
Жил в городе Верхнеднепровск Днепропетровской области (Украина). Работал в администрации города. Умер 9 августа 1986 года.
Награждён 2 орденами Красного Знамени (№397238, 05.02.1947; №472317, 12.07.1957), 2 орденами Отечественной войны 1-й степени (19.08.1944; 11.03.1985), орденами Красной Звезды (№3107359, 21.08.1953), «Знак Почёта» (№30420, 21.06.1943), медалями.

Источники информации:

  • Письмо сына:  Попова В.А. и правнука — Попова А.А.
  • Самолеты С.А.Лавочкина / Н.В.Якубович, — М., Русавиа, 2002 /

5 комментариев

  1. Евгений:

    Добрый день! А можно подробнее узнать об этом человеке? Биография, фотографии и т.п.?

    Большое спасибо!

  2. Александр:

    Добрый день Евгений. Попов Александр Андреевич, это мой прадедушка и является моим полным теской. Если Вас действительно интересует информация о нем, напишите на мою электронную почту Harvard33rus@gmail.com.

  3. Александр:

    Спасибо

  4. В 1953-58 годах я работал на ЛИС авиационного завода, лично знал этого мужественного человека и был свидетелем, как он чуть не погиб при испытаниях МиГ-19. У него при подходе к заводскому аэродрому (в июле или августе 1955 года), после выполнения программы испытательного полёта, отказали оба двигателя. Заход на посадку выполнялся на очень малой высоте, при этом, из-за малого давления в гидросистеме (двигатели работали на авторотации), правая стойка шасси вышла полностью левая-частично. От удара о кучу земли перед ВПП (выравнивали грунтовое продолжение бетонной ВПП), полувыпущенная левая стойка оторвалась и полетела вперед, обгоняя самолёт. Самолёт приземлился на одну правую стойку. Лётчик сколько мог, удерживал самолёт в нормальном положении, пока из-за недостатка скорости элероны потеряли эффективность. Самолёт стал крениться влево, коснулся концом левой консоли ВПП и, описав дугу, остановился. Из-за нервного перенапряжения Александр Андреевич не смог сам выйти из кабины, ему помогли. Такого бледносерого лица, какое было у него в эти минуты, я нее видел больше никогда в жизни. А через день-два Александр Андреевич внрвь притупил к работе. вввыбыл сделан поперёк полосы (благо, в воздухе никого не было)
    Я тогда был военпредом военного представительства на заводе. Иванов Аркадий Васильевич, подполковник ВВС в отставке.

  5. К сожалению, информация на сайте об этом лётчике — совсем не полная… Поэтому сбрасываю свой вариант биографии:

    ПОПОВ
    Александр Андреевич
    1914-1986

    Лётчик-испытатель 1-го класса (1952), подполковник (195..).
    Родился 3 (16) июля 1914 года в городе Бежица (ныне – в черте города Брянск). В 1933 служил в армии. В 1937 окончил 1 курс машиностроительного института. Работал киномехаником.
    В армии с декабря 1937. До сентября 1938 – курсант тренировочного отряда (г.Спасск-Дальний), в сентябре 1938-октябре 1939 – курсант Читинской ВАШЛ. В 1940 окончил Батайскую ВАШЛ. Служил в строевых частях ВВС (Западный ВО).
    В 1941-1942 – лётчик-инструктор 166-го и 2-го резервных авиационных полков (пос. Сейма Горьковской области). С января 1942 – командир звена 3-й перегоночной авиаэскадрильи ВВС.
    Участник великой Отечественной войны: в 1941-1943 нс боевые дежурства в системе ПВО г. Горького.
    С мая 1944 по декабрь 1957 – лётчик-испытатель авиазавода №21 (г. Горький). Поднял в небо и провёл испытания Ла-150 (12.09.1946). Испытывал серийные Ла-5ФН (1944), Ла-7 (1944-1947), Ла-9 (1946-1948), Ла-11 (1947-1951), Ла-15 (1949), МиГ-15 (1950-1952), МиГ-17 (1952-1954), МиГ-17 (1952-1955), МиГ-19 (1955-1957) и их модификации.
    С декабря 1957 – в запасе. Работал пилотом лётно-транспортного отряда авиазавода Горьковского авиазавода.
    Жил в городе Верхнеднепровск Днепропетровской области (Украина). Работал в администрации города. Умер 9 августа 1986 года.
    Награждён 2 орденами Красного Знамени, 2 орденами Отечественной войны 1-й степени, орденами Красной Звезды, «Знак Почёта», медалями.

    Награды А.А.Попова:
    2 ордена Красного Знамени – 05.02.1947 (за испытания); 12.07.1957 (за испытания)
    2 ордена Отечественной войны 1-й степени – 19.08.1944 (за испытания); 11.03.1985 (к 40-летию Победы)
    орден Красной Звезды – 21.08.1953 (за выслугу лет)
    орден «Знак Почёта» – 21.06.1943 (за испытания)
    медаль «За боевые заслуги» – 06.11.1947 (за выслугу лет)
    другие медали

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *