1905-1987
Герой Советского Союза (01.05.1957), лётчик-испытатель 1-го класса (1945), кандидат географических наук.
Родился 20 (7 — по ст.ст.) марта 1905 года в Киеве. В 1917-1919 жил в городе Бердичев Житомирской области. Детство и юность провёл в Киеве. В 1919-1921 работал учеником слесаря на заводе «Ремвоздух-6», на котором ремонтировались авиационные моторы. С лета 1921 – студент Киевского политехнического института. Занимался в планерном кружке при институте, участвовал во Всесоюзных планерных соревнованиях в Коктебеле. Проходил практику на заводах «Дукс» (Москва) и «Красный лётчик» (Ленинград).
С января 1925 проходил практику в КБ К.А.Калинина, где принимал активное участие в проектировании самолёта К-1. Весной 1928 года защитил дипломный проект по специальности инженера-механика по самолётостроению и без отрыва от производства окончил Харьковскую авиационную школу ГВФ. Работал в КБ К.А.Калинина в Харькове инженером-аэродинамиком, принимал участие в проектировании самолётов К-2, К-4, К-5, К-7, был ведущим конструктором самолёта К-3. В 1931 спроектировал и построил на Харьковском авиазаводе двухместный учебно-тренировочный самолёт «Омега». На всесоюзном конкурсе этому проекту была присуждена первая премия.
С 1928 одновременно с конструкторской работой занимается лётно-испытательной работой в КБ К.А.Калинина. Участвовал в испытаниях самолётов К-4, К-5, К-6, К-9, К-10. Осенью 1931 года на самолёте К-5 выполнил перелёт Харьков–Ростов-на-Дону–Минеральные Воды–Красноводск–Ашхабад–Самарканд–Ташкент–Оренбург–Самара–Пенза–Харьков, в 1932 – перелёт по маршруту Харьков–Киев–Житомир–Винница–Одесса–Николаев–Херсон–Запорожье–Макеевка–Краматорск–Харьков.
С января 1934 – на преподавательской работе в Московском авиационном институте, где читал курс лекций по конструкции и проектированию самолётов.
С ноября 1934 – лётчик Полярной авиации. В 1935 окончил Серпуховскую школу слепых полётов. Летом 1937 года провёл испытания купленной в США амфибии S-43, на которой осенью 1937 года участвовал в поисках пропавшего экипажа С.А.Леваневского.
С 1940 – лётчик-испытатель авиазавода №22 (Фили); испытывал серийные бомбардировщики СБ и Пе-2, провёл испытания бомбардировщика Ар-2.
В сентябре 1941–феврале 1943 – лётчик военно-транспортной авиации, на самолёте Ли-2 занимался доставкой грузов на фронт, в блокадный Ленинград.
В 1943-1952 – лётчик-испытатель авиазавода №23 (Фили); испытывал серийные бомбардировщики Ту-2 и Ту-4, участвовал в испытаниях бомбардировщика Ту-12.
С февраля 1952 по январь 1955 – лётчик-испытатель Лётно-исследовательского института (г.Жуковский). Участвовал в испытательных полётах на тяжёлых самолётах. Принимал участие в испытаниях экспериментального самолёта ШР конструкции ОКБ В.М.Мясищева. 20 января 1953 года совместно с Ф.Ф.Опадчим выполнил первый полёт на стратегическом бомбардировщике М-4 и участвовал в его испытаниях.
За мужество и героизм, проявленные при испытании новой авиационной техники, лётчику-испытателю А.Н.Грацианскому 1 мая 1957 года присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 11143).
За время лётной работы освоил 49 типов самолётов. В 1955-1958 работал инспектором Отдела лётной службы Министерства авиационной промышленности СССР, преподавал в МАИ.
В 1958-1968 – заместитель Генерального конструктора – начальник лётно-испытательного комплекса ОКБ О.К.Антонова. С 1968 работал в отделе технической информации ОКБ О.К.Антонова. Был членом Главной редакционной коллегии информационных изданий ВИНИТИ.
Жил в Киеве. Умер 20 января 1987 года. Похоронен в Киеве, на Байковом кладбище.
Кандидат географических наук. Награждён 3 орденами Ленина (29.04.1944, 01.05.1957), медалями.
Сочинения:
- Уроки Севера. Л., 1979;
- Полёт среди молний.
Источники информации:
- Испытатели ЛИИ / В.П.Васин, А.А.Симонов, Жуковский. «Авиационный печатный двор», 2001 /
- Грацианский Алексей Николаевич / Герои страны /