Токарев Валерий Иванович

род.1952

В.И.Токарев

В.И.Токарев

Герой Российской Федерации (23.12.2000), летчик-космонавт РФ (09.1999), летчик-испытатель 1-го класса, полковник.(29.04.1989).
Родился 29 октября 1952 на территории военного городка полигона Капустин Яр, Владимирский р-н, Астраханская обл., РСФСР (Россия). Национальность: русский. В 1969 — окончил 10 классов средней школы №3 города Ростова Ярославской области. С 1975 — член КПСС.
С 15 сентября 1969 — курсант Ставропольского ВВАУЛШ. В 1973 — окончил Ставропольское ВВАУЛШ.
С 30 октября 1973 — летчик, с февраля 1975 — старший летчик, с февраля 1977 — командир авиационного звена, с января 1980 — заместитель командира авиационной эскадрильи ИАП ВВС, пос.Домбаровский Оренбургской области, Приволжский военный округ.
С 18 ноября 1981 обучался в 267-м Центре испытаний авиационной техники и подготовки летчиков-испытателей (ЦПЛИ) в городе Ахтубинск. 29 июля 1982 года окончил ЦПЛИ с отличием.
С марта 1982 — летчик-испытатель, с 1985 — старший летчик-испытатель филиала ГКНИИ ВВС им.В.П.Чкалова, пос.Кировское в Крыму, Одесский ВО.
С октября 1986 — заместитель командира авиаэскадрильи по политической части, старший летчик-испытатель там же.
С 1982 по 1991 гг. участвовал в летно-конструкторских и государственных испытаниях самолетов палубного базирования Як-38, Як-38М, Су-27К, Су-25УТГ, МиГ-29К, аэродромного базирования Су-24М и МиГ-27К, а также авиационных комплексов тяжелых авианесущих крейсеров (ТАКР) типа «Киев», «Баку», «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов».
Будучи ведущим летчиком-испытателем Государственного научно-испытательного института имени В.П.Чкалова по испытаниям самолетов палубного базирования, он одним из первых приступил к формированию и испытаниям концепции самолетов трамплинного взлета и аэрофинишерной посадки на палубу корабля, которая была реализована на самолетах Су-27К, МиГ-29К, Су-25УТГ. Одним из первых приступил к испытаниям оптической системы посадки на палубу корабля типа «Луна» для обеспечения посадки самолетов Су-27К, МиГ-29К, Су-25УТГ. Он участвовал во всех эскизных и макетных комиссиях по палубной тематике для формирования современного облика авиационных комплексов, в частности систем управления вооружением Су-27К, МиГ-29К, Як-41. В качестве ведущего летчика-испытателя проводил государственные испытания авиационного комплекса ТАКР «Баку» и самолета вертикального взлета и посадки Як-38М, существенно расширив боевые возможности самолета за счет испытаний взлета с коротким разбегом с палубы корабля.
В конце 1980-х годов в кратчайшие сроки и с высокой эффективностью провел летно-конструкторские и государственные испытания самолета Су-24М с высокоточным оружием – управляемой ракетой Х-31. В ходе испытаний, имеющих повышенную степень сложности, он выполнял пуски ракет над морем с минимально возможных высот (50–100 м) и максимальных скоростей. Все испытательные работы проводил с высоким качеством и зачетностью.
Проводил специальные испытания самолета Су-27УТГ на определение минимально возможной скорости схода с трамплина по сваливанию. Для расширения боевых возможностей палубного истребителя Су-27К выполнял испытательные работы на бомбометание с горизонтального полета и предельно малых высот, что подтвердило возможность применения с палубного истребителя неуправляемого вооружения с высокой эффективностью.
В 1989-1993 — учился на заочном отделении ВВА имени Ю.А.Гагарина в Монино.
25 января 1989 решением ГМВК рекомендован для зачисления в группу космонавтов ГКНИИ ВВС, но зачислен не был.
Май 1989 — апреля 1991 — проходил общекосмическую подготовку в ЦПК (методом сборов). 5 апреля 1991 — решением МВКК присвоена квалификация «космонавт-испытатель».
В феврале 1992 после перехода испытательного управления ГКНИИ, находящегося в Крыму, под юрисдикцию Украины, отказался принимать присягу Украине — и был отстранен от должности, снят с летной работы и выведен за штат.
С мая 1992 — до зачисления в группу космонавтов — старший летчик-испытатель ГКНИИ ВВС, город Ахтубинск. Освоил более 40 типов самолетов и вертолетов, налет более 3000 часов. Участвовал в проведении более 70 испытаний.
15 января 1993 приказом МО РФ назначен на должность космонавта-испытателя, старшего летчика-испытателя группы космонавтов ГКНИИ ВВС.
Январь 1994 — назначен на должность командира группы космонавтов ГКНИИ ВВС (вместо А.Бородая).
30 сентября 1996 — директивой Главного штаба ВВС №123/3/0716 была расформирована группа космонавтов ГКНИИ ВВС.
В 1996-1997 — учился в Академии народного хозяйства при Правительстве РФ, очно-заочная форма обучения.
28 июля 1997 — ГМВК рекомендовала зачислить В.Токарева в отряд космонавтов РГНИИ ЦПК. 28 июля 1997 решением ГМВК назначен командиром дублирующего экипажа 2-й экспедиции на МКС и командиром основного экипажа 4-й экспедиции. 16 сентября 1997 — приказом Главкома ВВС зачислен в отряд космонавтов РГНИИ ЦПК на должность космонавта-испытателя.
20 октября 1997 — экипажи МКС были переформированы, и ГМВК утвердила В.Токарева командиром дублирующего экипажа 1-й российской экспедиции посещения МКС (с целью замены ТК «Союз ТМ»), вместе с С.Ревиным.
В октябре 1997 — декабре 1998 — проходил подготовку в ЦПК в составе группы космонавтов. 24 февраля 1998 — решением коллегии РКА подтвержден в должности командира дублирующего экипажа 1-й российской экспедиции посещения МКС, вместе с С.Ревиным.
Декабрь 1998 — Совместная (РКА и NASA) комиссия по планированию полетов на МКС назначила В.Токарева в экипаж STS-96 вместо Ю.Маленченко.
Январь — май 1999 — проходил подготовку в составе экипажа STS-96 в Космическом центре имени Джонсона.
1 космический полет совершил с 27 мая по 6 июня 1999 в качестве специалиста полета «Дискавери» (STS-96) по программе сборки МКС (полет 2А.1) и стал вторым российским космонавтом, побывавшим на МКС. Работал с американскими астронавтами — К.Роминджером, Р.Хазбандом, Т.Джерниган, Э.Очоа, Д.Барри и Ж.Пайетт. Длительность полета: 9 сут 19 час 13 мин 01 сек.
С 3 сентября 1999 года проходил подготовку в качестве командира второго экипажа ТК «Союз ТМ» 1-й российской экспедиции посещения МКС по программе «МКС-Т1», вначале вместе с С.Ревиным, а с сентября 2000 года вместе с К.Козеевым. В январе 2001 года был заменен в экипаже В.Афанасьевым. С 2001 года проходил подготовку в составе основного экипажа МКС-8 в качестве бортинженера и командир ТК «Союз ТМА» (вместе с американскими астронавтами Майклом Фоулом и Уилльямом МакАртуром. Однако после катастрофы шаттла Columbia экипажи МКС были сокращены до 2-х человек, что вызвало необходимость переформирования экипажей. В феврале 2003 года совместным решением российской и американской стороны был утвержден в качестве командира ТК «Союз ТМА» и бортинженера МКС дублирующего экипажа 8-й экспедиции (МКС-8д) и основного экипажа 9-й экспедиции (МКС-9.
Продолжил подготовку с 3 ноября 2003 года, однако в январе 2004 года у российских врачей возникли претензии к здоровью Уилльяма МакАртура, вследствии чего он был выведен из экипажа, а на его место 13 января назначен другой американский астронавт — Лерой Чиао, который начал готовиться в экипаже с В.Токаревым. Но 28 января было принято решение не разбивать сработавшийся экипаж В.Токарев — Уилльям МакАртур, а назначить их в дублирующий экипаж 10-й экспедиции (МКС-10д) и в основной экипаж 12-й экспедиции (МКС-12). На заседании Государственной комиссии 14 сентября 2005 года Уилльям МакАртур и Валерий Токарев были утверждены в качестве основного экипажа 12 экспедиции на Международную космическую станцию, а Грегори Олсен был утвержден в качестве участника космического полёта девятой экспедиции посещения (ЭП9).
Второй полет с 1 октября 2005 года по 8 апреля 2006 года совершил в качестве командира корабля «Союз ТМА-7» и бортинженера 12-го основного экипажа МКС вместе с Уилльямом МакАртуром, при старте на борту находился участник космического полета Грегори Олсен, при посадке — Маркус Понтес. Стыковка с МКС была проведена 3 октября 2005 года в 09:26:58 мск. Во время полёта совершил два выхода в открытый космос:
07.11.2005 — продолжительностью 5 часов 22 минуты,
04.02.2006 — продолжительностью 5 часов 43 минуты. Продолжительность полета составила 189 суток 19 часов 52 минуты 32 секунды.
По состоянию на начало 2007 года является командиром группы космонавтов отряда РГНИИ ЦПК.
Награжден медалью «Золотая Звезда» Героя Российской Федерации (Указа Президента РФ №2048 от 23 декабря 2000 года), орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени (2006 год), орденом «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» III степени (1978), и медалями. Награжден также медалью NASA «За космический полет». Почетный гражданин города Ростов Великий Ярославской области.

Источники информации:

  • «Советские и российские космонавты 1960-2000» / Новости космонавтики /
  • Валерий Токарев: Не только за полёт / И.Лисов, Новости космонавтики /
  • Космонавты и астронавты, Токарев Валерий Иванович

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *