1926-2005
Герой Советского Союз (22.07.1966), заслуженный лётчик-испытатель СССР (20.09.1967), генерал-майор авиации (1981).
Родился 20 декабря 1926 года в городе Лепель ныне Витебской области (Республика Беларусь) в семье военнослужащего, в связи с чем в детстве жил в различных городах страны и за рубежом — Смоленск, Хабаровск, Чита, Дза-мын-Удэ (Монголия), Тюмень, Славянск (Донецкая область, Украина). В 1944 окончил Одесскую спецшколу ВВС (г.Педжикент).
В армии с июля 1944. До декабря 1944 обучался в Одесской ВАШЛ (г.Фрунзе), в 1945 окончил Ташкентскую ВАШСБ (г.Чирчик). В 1949 окончил Качинское ВАУЛ, до 1951 был в нём лётчиком-инструктором.
В 1953 окончил Школу лётчиков-испытателей, в 1959 — Московский авиационный институт.
С июня 1953 по июль 1957 — лётчик-испытатель Лётно-исследовательского института. Поднял в небо (9.01.1956) и провёл испытания Е-50. Провёл испытания МиГ-17СФ и МиГ-17ПФ на динамический потолок (1954).
В полете 14 июля 1956 г. на Е-50 требовалось проверить работу нового двигателя, для чего необходимо было взлететь с убранными закрылками на максимальном режиме, на высоте 5000 м включить форсаж и набрать высоту 12000-13000 м. Кроме того, предстояло оценить качество термозащиты фонаря с уменьшенным обзором, представлявшего собой металлический колпак с круглыми иллюминаторами. Во время выруливания В.Г.Мухина на старт загорелась красная лампочка «Пожар двигателя». Прекратив рулежку, он перевел двигатель на режим малого газа и вернулся на стоянку. Сигнальная лампа замигала, а затем погасла. Осмотр силовой установки не выявил каких-либо отклонений от нормы. Ведущий инженер Ю.Н.Скоров дал указание повторить взлет, а в случае срабатывания пожарной сигнализации в полете прекратить выполнение задания и произвести посадку. Самолет вырулил на старт и в 12 ч 53 мин взлетел. Сразу после взлета на максимальном режиме (11150 об/мин.) на высоте 150-200 м снова начала мигать лампочка «Пожар двигателя». Летчик убрал газ до номинала (10200-10300 об/мин). Во втором развороте на высоте 1000-1100 м лампа начала гореть постоянно, хотя показания приборов контроля силовой установки были нормальными. Согласно полученным инструкциям, летчик прекратил выполнение задания, сообщив об этом на землю. С выпущенными в третьем развороте шасси он зашел на посадку с убранными закрылками, а после четвертого разворота установил 9200 об/мин двигателя и скорость планирования 420-430 км/ч (по прибору). Из четвертого разворота он вышел на высоте 400 м между дальним и ближним приводами, установленными в створе ВПП-4. Однако после этого самолет повел себя непредсказуемо, начав быстро снижаться. Пилот плавно добавил газ для подтягивания, но обороты двигателя оставались постоянными. «Зависание оборотов» не позволило дотянуть до бетонки, и В.Г.Мухин посадил самолет с выпущенными шасси в створе ВПП-4. Первое касание земли произошло на расстоянии 700 м от посадочной полосы. В 12 ч 58 мин «пропахав» около 200 м по земле, самолет замер.
На здоровье летчика аварийная посадка практически не отразилась, а вот самолет получил серьезные повреждения.
С июля 1957 по 1989 — лётчик-испытатель ОКБ А.С.Яковлева. Поднял в небо и провёл испытания Як-27В/2 (15.05.1957), Як-27Р/2 (октябрь 1957), Як-28/2 (8.07.1959), Як-30 (2.07.1960), Як-30/2 (1960), Як-30/3 (3.06.1961), Як-32/2 (1961), Як-28И (1961), Як-36 (27.07.1964), Як-38 (2.12.1970), головного Як-42 Смоленского авиазавода (27.10. 1976). Участвовал в испытаниях Як-28, Як-28Л, Як-28П, Як-28Р, Як-28ПМ, Як-18Т.
Установил 3 мировых авиационных рекорда: в 1961 — рекорд высоты на самолёте Як-32, в 1981 — 2 рекорда грузоподъёмности и дальности на самолёте Як-42.
В 1985-1991 — начальник ЛИК ОКБ А.С.Яковлева. С 1992 — в отставке.
Жил в Москве. Трагически погиб (в автодорожном происшествии) 13 апреля 2005 года. Похоронен в Москве, на Троекуровском кладбище.
Государственная премия СССР (1981). Награждён орденами Ленина (22.07.1966), Октябрьской Революции (26.04.1971), Красного Знамени (21.08.1964), медалями.
Источники информации:
- Заслуженные испытатели СССР / А.А.Симонов, — М.: Авиамир, 2009 /
- Испытатели ЛИИ / В.П.Васин, А.А.Симонов, Жуковский. “Авиационный печатный двор”, 2001 /
- «Испытатели МиГов» / И.Б.Балаков, А.А.Симонов, Жуковский. «Авиационный печатный двор», 1999 /