Гринфельд Эмма Самойлович

1916-1949

Э.С.Гринфельд
Э.С.Гринфельд

Лётчик-испытатель, капитан (1948).
Родился 19 декабря 1915 (1 января 1916) года (по другим данным – 18 (31) января 1916 года, на памятнике было – 18 апреля (1 мая) 1916 года) в посёлке Базалия ныне Теофипольского района Хмельницкой области (Украина). С 1930 жил в Киеве. Работал помощником кочегара на железной дороге. В 1933 окончил 7 классов школы. В 1936 окончил Киевский аэроклуб. Был лётчиком-инструктором в Винницком (1936-1938) и Кременчугском (1938-1940) аэроклубах.
В армии с января 1940. В 1940 окончил Чугуевскую ВАШЛ. Служил в строевых частях ВВС (Ленинградский ВО).
Участник Великой Отечественной войны: в июне-октябре 1941 – лётчик 44-го истребительного авиационного полка, с октября 1941 – лётчик 191-го истребительного авиационного полка, в феврале 1942 – лётчик 157-го истребительного авиационного полка, в апреле 1943-мае 1945 – старший лётчик, командир звена 21-го истребительного авиационного полка. 13.08.1943 был сбит и тяжело ранен, долгое время находился на излечении в госпитале. Воевал на Ленинградском, Калининском, 1-м Прибалтийском и 3-м Белорусских фронтах. Участвовал в обороне Ленинграда, освобождении Белоруссии. Совершил около 280 боевых вылетов на И-16, «Харрикейн» и Ла-7, в воздушных боях сбил лично 2 и в составе группы 2 самолёта противника.
После войны продолжал службу в строевых частях ВВС (Прибалтийский и Закавказский ВО).
С ноября 1946 – лётчик-испытатель 27-го отдельного смешанного испытательного авиационного полка (истребительная АЭ). Выполнял полёты по обеспечению испытаний вооружения на Государственном центральном полигоне №4.
Погиб 27 октября 1949 года при выполнении показательного полёта на Ла-15.
27 октября 1949 года командование впервые на владимировском аэродроме проводило показ авиационной техники. Лётчики демонстрировали манёвренные возможности истребителей и фигуры высшего пилотажа. Э.С. Гринфельд летал на реактивном истребителе Ла-15. В начале полёта его прекрасный пилотаж восхитил начальство и зрителей, однако в конце, на последней фигуре, самолёт, потеряв скорость, свалился  в перевернутый плоский штопор.  Поняв, что гибель неизбежна, лётчик запел, и все присутствовавшие на старте услышали из динамика: «Широка страна моя родная…». На глазах у всех его самолёт столкнулся с землей и взорвался. Катастрофа произошла в том районе, где сейчас находится КПП №8 Ахтубинского гарнизона. Самолёт отличался хорошими лётно-техническими характеристиками, был лёгок в пилотировании, но имел один существенный недостаток – недостаточную тяговооружённость.
Похоронен в городе Ахтубинск Астраханской области, на кладбище №1.
Награждён 2 орденами Красного Знамени (08.06.1944, 07.10.1944), орденами Отечественной войны 1-й (24.04.1945) и 2-й (07.09.1944) степени, медалями.

Источники информации:

  • Помним всех поимённо… Сборник литературно-исторческих очерков. / Ахтубинск, 2010 /
  • Биография, присланная А.А.Симоновым
  • Комментарий Сергея К.

Оставьте комментарий