Бородай Алексей Сергеевич

1947-2024

А.С.Бородай
А.С.Бородай

Летчик-испытатель 1-го класса (29.12.1983), космонавт-испытатель (12.02.1982), полковник (02.04.1985).
Родился 28 июля (по документам 4 августа) 1947 г. в селе Бородаевка, Руднянского района, Волгоградской области. В 1965 году закончил 11 классов средней школы села Лемешкино Руднянского района Волгоградской области. С октября 1965 года был рабочим на Волгоградской государственной гидроэлектростанции.
Летом 1966 проходил подготовку в Волгоградском учебно-авиационном центре ДОСААФ. Получил право пилотирования самолета Як-18У. Летом 1967 года там же получил право пилотировать самолет Л-29.
В октябре 1968 года окончил Грозненский авиационный центр ДОСААФ. Получил право пилотировать самолеты УТИ МиГ-15, МиГ-17.
С 7 октября 1968 года — в армии. В ноябре 1969 года сдал экзамены при Качинском высшем военно-авиационном училище летчиков (ВВАУЛ) им. А.Ф. Мясникова за полный курс среднего военного авиационного училища летчиков по специальности «Пилотирование и эксплуатация летательных аппаратов» и квалификацию «пилот-техник». С 25 декабря 1969 года служил летчиком, с 27 апреля 1971 года старшим летчиком, а с 14 сентября 1972 года — командиром звена 773-го истребительного авиационного полка (ИАП) ВВС 16-й Гвардейской истребительной авиационной дивизии (гв.ИАД) в составе группы Советских войск в Германии.
17 ноября 1972 года зачислен в распоряжение командующего 1 Отдельной дальневосточной воздушной армии (ОДВА) 16 ВА. С 18 января 1973 года служил командиром звена 224 ИАП 303 ИАД 1 ОДВА 16 ВА. С 18 ноября 1975 года служил заместителем командира эскадрильи — штурманом, а с 16 марта 1976 года — командиром эскадрильи 300-го авиационного полка истребителей-бомбардировщиков (АПИБ) 83 смешанной авиадивизии (САД) 1 ОДВА (аэродром Озерная Падь, село Кремово). В 1975 — 1976 годах обучался в Хабаровском филиале Киевского института инженеров гражданской авиации на заочном отделении. Затем перевелся на 2-й курс МАИ.
С сентября 1976 по 27 июня 1977 года учился на курсе самолётного отделения Центра подготовки лётчиков-испытателей (ЦПЛИ) ВВС в городе Ахтубинск, и по окончании получил квалификацию летчика-испытателя 3-го класса.
С 29 июня 1977 года служил летчиком-испытателем 5-й, а с 27 сентября 1977 года — старшим летчиком-испытателем 4-й авиационно-испытательной эскадрильи службы летных испытаний бомбардировочной авиации 1-го управления ГКНИИ ВВС им.В.П.Чкалова.
С 5 мая 1979 года служил старшим летчиком-испытателем, затем ведущим инженером — старшим летчиком-испытателем 4 авиационной испытательной эскадрильи службы летных испытаний истребителей-перехватчиков ПВО самолетов фронтовой авиации 1 Управления ГКНИИ ВВС им.В.П.Чкалова.
С 1976 по 24 июня 1981 года учился в Ахтубинском филиале Московского авиационного института имени Серго Орджоникидзе (МАИ) на вечернем отделении «Взлет» по специальности «Самолетостроение». По окончании учебы получил специальность «инженер-механик».
Испытывал от МиГ-15 до МиГ-31, от Су-7 до Су-27 (кроме Су-9), Ан-124 «Руслан», Ан-225 «Мрiя» и их модификации.
В 1978 году был отобран в группу летчиков-испытателей ГКНИИ ВВС им.В.П.Чкалова для проведения атмосферных испытаний МТКК «Буран». Прошел обследование в Центральном военном научно-исследовательском авиационном госпитале (ЦВНИАГ), получил положительное заключение Главной медицинской комиссии (ГМК) и на заседании Государственной межведомственной комиссии (ГМВК) 1 декабря 1978 года был утвержден в качестве члена группы летчиков-испытателей.
С января 1979 по ноябрь 1980 года проходил (методом сборов) общекосмическую подготовку в ЦПК им.Ю.А.Гагарина в качестве слушателя-космонавта. После окончания ОКП вернулся в ГКНИИ ВВС (г.Ахтубинск) на испытательную работу. На заседании (МВКК) 12 февраля 1982 года ему была присвоена квалификация «космонавт-испытатель».
7 августа 1987 года приказом Министерства обороны СССР (МО) зачислен в образованную в 4-м Научно-испытательном управлении Чкаловского филиала ГКНИИ ВВС (в поселке Чкаловский Московской области) группу космонавтов-испытателей и назначен ее командиром. Проходил подготовку по программе испытаний специального экземпляра корабля «Буран» для горизонтально-летных испытаний ОК-ГЛИ (самолет-аналог БТС-02), осуществлял её военно-научное сопровождение.
Выполнил 6 полетов на самолете-аналоге БТС-02 в качестве второго пилота.
С ноября 1990 по март 1992 года проходил подготовку в составе группы (вместе с И.И.Бачуриным и Л.К.Каденюком) к полету на КК «Союз ТМ-спасатель» в качестве командира экипажа. Проводились испытания андрогинно-периферийного узла по программе стыковки с МТКК «Буран». Успешно сдал все экзамены, но программа была закрыта.
С декабря 1992 по декабрь 1993 года исполнял обязанности начальника группы космонавтов ГКНИИ ВВС.
29 декабря 1993 года приказом МО РФ уволен в запас и отчислен из группы космонавтов ГКНИИ ВВС.
С 20 января 1994 по 8 октября 1996 года работал летчиком «Аэрофлота» в «Шереметьево». Летал на самолете Ан-124 «Руслан». 8 октября 1996 года выполняя рейс на самолете Ан-124 «Руслан» в Италию, при посадке в Турине попал в авиационную катастрофу и получил тяжёлые ранения (потерял обе ноги).
С 2 ноября 1998 года работал методистом тренажерного комплекса Военно-воздушной академии им.Ю.А.Гагарина.
Умер 13 августа 2024 года. Похоронен на кладбище пос.Свердловский.
Награжден орденом Красной Звезды (19.02.1986), орденом «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» III степени (30.12.1990, за работу по программе «Буран»), медалью «60 лет Вооруженных сил СССР» (28.01.1988), медалью «70 лет Вооруженных сил СССР» (28.02.1978), медалями «За безупречную службу» II (13.01.1980) и III степени (18.01.1983).

Источники информации:

  • Экипажи «Бурана» / Буран /
  • Бородай Алексей Сергеевич / Космический мир /
  • «Советские и российские космонавты 1960-2000» / НК /
  • «Буранная» шестерка / И.Сафронов, Коммерсант.- 14.04.1999.- 062 /

1 комментарий к “Бородай Алексей Сергеевич”

  1. Уточнения от Бородая А.С.
    По полетам на БТС: Выполнил 6 полетов, из них 3 полета командиром;
    После увольнения Бачурина И.И. был назначен командиром группы космонавтов-испытателей-старших летчиков-испытателей;
    После закрытия программы «Буран» уволился из рядов ВС по собственному желанию (формулировка «по организационно-штатным мероприятиям»)

    Ответить

Оставьте комментарий