Шебанов Николай Петрович

1899-1953

Н.П.Шебанов
Н.П.Шебанов

Летчик-испытатель, полковник.
Родился в 1899 году в с.Прокуровка Усманского р-на Воронежской области.
В армии с 1918 года. 14 августа 1918 года зачислен в Московскую лётную школу по письменному распоряжению Ленина. По окончании школы оставлен в ней инструктором. 7 мая 1922 на Ходынке победил в соревнованиях на точность приземления при планировании с 3 поворотами с 600 м, опередив К.К.Арцеулова и А.И.Жукова. С 1923 года — в запасе.
С 1923 года работал пилотом Русско-Германского общества воздушных сообщений «Дерулюфт» (Москва — Кенигсберг, Москва — Берлин). 21 июля 1926 г. из-за неисправности двигателя в 100 км от Кельна был прекращен начавшийся 16 июля 1926 перелет по Европе Н.П.Шебанова и С.В.Баранцева на ПМ-1 Московский Авиахим, в продолжении перелета Москва-Кенигсберг.
В числе первых в ГВФ освоил трехмоторный цельнометаллический самолет АНТ-9 конструкции А.Н.Туполева. 24 февраля 1936 году он стал одним из первых «миллионеров» Советского Союза, то есть налетал один миллион километров без единой аварии. Отлично знал материальную часть, владел метеорологией, штурманским делом. Летал в непогоду, днем и ночью. Когда встала проблема по предупреждению участившихся авиационных аварий и предпосылок к летным происшествиям, был привлечен к работе Совета при начальнике Главного управления ГВФ.
С 1937 г участвует в испытаниях «Сталь-7», зачислен в штат НИИ ГВФ.
28 августа 1938 Н.П.Шебанов и В.А.Матвеев с Н.И.Байкузовым совершили полет на «Сталь-7» по маршруту Москва – Симферополь – Москва 2360 км. 6 октября 1938 был проведен беспосадочный перелет на «Сталь-7» по маршруту Москва-Батуми-Одесса-Москва. Н.П.Шебанов, В.А.Матвеев и Н.И.Байкузов за 11 ч 4 мин. пролетели 3800 км.
В июне 1939 года возглавил Летный Центр ГВФ по подготовке экипажей для Ю-52 и ПС-84 (Ли-2), организованный на летной базе НИИ ГВФ в подмосковном Захаркино.
28 августа 1939 г. на рекордном варианте «Сталь-7» выполнен перелет по замкнутому треугольнику Москва — Свердловск — Севастополь — Москва протяжением 5068 км со средней скоростью 405 км/ч за 12 ч 30 мин 56 с. Экипаж самолета — летчики Н.П.Шебанов и В.А.Матвеев и бортрадист Н.А.Байкузов. Это был международный рекорд скорости полета на такой дистанции. Перелет вокруг света (Москва-Якутск-Фербенкс-Нью-Йорк-Париж-Москва) не состоялся из-за начала Второй мировой войны.
С 1940 — вновь в армии.
14 мая 1940 года поднял в небо и провел заводские испытания бомбардировщика ДБ-240 (Ер-2) с двигателями М-105. 24 августа 1940 ДБ-240 под управлением Н.П.Шебанова (штурман Н.И.Байкузов, б/м Л.А.Забалуев, техник П.Н.Шатров) взлетел из Раменского и прошел по маршруту Москва – Куйбышев – Сталинград – Ростов – Воронеж – Раменское – Саранск – Раменское – Рязань – Серпухов – Москва с посадкой на ЦА. С 1000 кг бомб показали 4111 км по прямой за 10:37 на скорости 390 км/час.
25 октября 1940 г. выполнил первый полет ДБ-240 2АМ-37, 1 марта 1941 – ДБ-240 2АМ-35.
15 мая 1941 г. откомандирован в ГУ ГВФ.
Во время Великой Отечественной войны возглавил группу транспортных самолетов. В составе Московской авиагруппы особого назначения (МАГОН) ГВФ выполнял полеты на высадки десанта, для доставки продовольствия в осажденный Ленинград и вывоза оттуда больных, стариков, детей. Выполнил 50 полетов в Ленинград на Ли-2. Участвовал в боях в небе над Восточной Пруссией, проводил бомбометание в районе города Фишхаузена (Приморск).
С 1945 (?) — начальник летной инспекции ГУ ГВФ.
В 194? г. ушёл в отставку по здоровью. После войны работал начальником аэроотряда Сибирской аэрогеологической экспедиции. В Красноярском крае он продолжал выполнять самые срочные задания, взлетал с крохотных площадок.
Общий налет более двух миллионов километров, провел в воздухе около одиннадцати тысяч часов, освоил самолеты более двадцати типов.
Умер в 1953 году, похоронен на Ваганьковском кладбище (г.Москва).
Награжден орденами Ленина (1935, 06.11.1945), орденами Красного Знамени (27.05.1944, 03.11.1944), орденом Красной Звезды (18.08.1933), медалями.

Источники информации:

  • Хронология Родионова
  • Самолеты Р.Л.Бартини / Н.В.Якубович, — М.: РУСАВИА, 2006 /
  • После заката — взлет / П.М.Михайлов — Смоленск: Московский Рабочий, 1988 /
  • ОБД «Память народа 1941-1945 гг.»

Оставьте комментарий