1914-1982
Лётчик-испытатель 2-го (?) класса, инженер-полковник (1958).
Родилась 6 июня (24 мая — ст.ст.) 1914 года в городе Вятка (ныне – город Киров). Детство и юность провела в городе Белая Холуница и селе Шурма ныне Уржумского района Кировской области. С 1928 года жила в Ленинграде. В 1930 году, в первом полёте с лётчиком Муреевым она не привязалась ремнями в кабине, при выполнении мёртвой петли выпала из самолёта и… чудом удержалась на расчалки крыла.
В 1931 году окончила курсы мотористов при Ленинградском аэроклубе, в 1932 году – лётное отделение Ленинградского аэроклуба, в 1933 году – Центральную лётную школу Осоавиахима и Центральную парашютную школу в Москве. В 1933-1938 годах – лётчик-инструктор и парашютист-инструктор Ленинградского аэроклуба. В 1935 году, вместе со своими подругами Л.Чистяковой и Е.Каратаевой, в составе женского планерного поезда, буксируемого самолётом Р-5, участвовала в перелёте из Ленинграда в Коктебель и обратно. Расстояние в 1950 км было преодолено за 13 часов 40 минут, что явилось мировым рекордом дальнего полёта на планере.
В армии с сентября 1938 года. В 1942 году окончила Военно-воздушную инженерную академию имени Н.Е.Жуковского.
В июле-октябре 1942 года – помощник военпреда авиазавода №153 (г.Новосибирск); принимала истребители Як-7 и Як-9, выпускавшиеся заводом.
Участница Великой Отечественной войны: в октябре 1942-январе 1945 – заместитель командира авиаэскадрильи, командир авиаэскадрильи 586-го истребительного авиационного полка (Воронежский, 1-й и 2-й Украинский фронты). Совершила 217 боевых вылетов на Як-1, провела 93 воздушных боя, сбила 3 вражеских самолёта.
С февраля 1945 года по декабрь 1950 года – на лётно-испытательной работе в Государственном Краснознамённом научно-испытательном институте ВВС (ГК НИИ ВВС). Провела ряд испытательных работ на истребителях Як-9, Як-15, участвовала в испытаниях самолёта Ла-9ПВРД. Первой из женщин в стране освоила реактивный истребитель (Як-15).
В 1951-1968 годах – ведущий инженер ГК НИИ ВВС. В качестве ведущего инженера провела госиспытания реактивного разведчика Як-27Р (1958) и других самолётов. Всего освоила около 40 типов самолётов, совершила на них свыше 8000 полётов. Налет — около 3000 часов.
С сентября 1968 года – в отставке.
Жила на станции Чкаловская (в черте города Щёлково) Московской области. Умерла 31 июля 1982 года. Похоронена в деревне Леониха Щёлковского района Московской области.
Награждена орденом Отечественной войны 1-й степени (20.09.1947), орденом Трудового Красного Знамени (1960), 2 орденами Красной Звезды (02.08.1943, 03.11.1953), медалями.
Источники информации:
- М.Л.Попович. «Автограф в небе» — «Дочь Икара»
- Ямщикова Ольга Николаевна / Женские лики авиации /
- Ямщикова Ольга Николаевна / Красные Соколы /