Казарян Норайр Вагинакович

1932-2016

Н.В.Казарян

Н.В.Казарян

Заслуженный лётчик-испытатель СССР (16.08.1974), полковник (1970).
Родился 13 ноября 1932 года в городе Ереван (Армения).
В армии с августа 1950. В 1953 окончил Ейское ВМАУЛ. Служил в морской авиации (Черноморский флот). С июня 1960 — в запасе.
В 1960-1961 работал диспетчером по центровке в аэропорту «Внуково». С февраля 1962 вновь в армии.
С февраля 1962 по ноябрь 1987 — лётчик-испытатель ГК НИИ ВВС (1 Управление, СЛИ ИА, с 1974 — 4 Управление). В 1985-1987 — начальник Службы безопасности полётов Филиала ГК НИИ ВВС. Провёл госиспытания Ан-28, Ил-78, МиГ-23МС, МиГ-25П, Су-15УПС, Як-28, Як-52, Як-55, «Вильга-35А»; госиспытания ракет К-55, К-60 и К-40; испытания МиГ-23МС, МиГ-23УБ, МиГ-25П, МиГ-25ПУ, МиГ-25РБ, Су-15УПС, Як-52 и L-39 на штопор; испытания по беспарашютному десантированию с Ил-76М с предельно малых высот (1982); исследования манёвренности МиГ-21 на околонулевых скоростях. Участвовал в госиспытаниях Ан-32, Ан-72, Ан-74, Ми-8ТЗ, Ми-18, МиГ-23Б, Су-7У, Су-9У, Су-17 и других. Первым в стране на МиГ-25П (летящем на высоте 23-24 км со скоростью М=2,4) осуществил перехват и сбитие крылатой ракеты-мишени КРМ-1(летящей на высоте 30 км со скоростью М=3).
В полете Казаряна на МиГ-25П проявилось нарушение поперечной управляемости перехватчика на больших скоростных напорах. Выполнив по заданию на высоте 15 км на большой скорости односторонний пуск ракет, то есть двух ракет с одной консоли крыла, летчик не смог справиться с кренением из-за малой эффективности элеронов. Самолет перевернулся и затем отвесно пикировал. Вывести в горизонтальный полет удалось на высоте ниже 8 км (такой «маневр» прозвали «эффектом Казаряна»). Для повышения поперечной управляемости сначала придумали устройство, при пуске ракет автоматически отклоняющее половинки стабилизатора в разные стороны, чтобы предотвратить возникающее кренение. Это устройство — «компенсатор крена» — оказалось достаточно эффективным и в дальнейшем для МиГ-25П был применен «дифференциальный» стабилизатор, который на больших скоростях помогал управлять самолетом по крену.
С ноября 1987 — в запасе. В 1987-1995 — заместитель директора Центра авиационного научно-технического творчества НПО «Молния» по лётной части. Принимал участие в испытаниях мотодельтапланов и СЛА.
Жил в посёлке Чкаловский (в черте города Щёлково) Московской области. Умер 27 января 2016 года. Похоронен на кладбище Леониха Щелковского района Московской области.
Награждён орденами Ленина (3.04.1975), Красной Звезды (14.05.1970), медалями.

Источники информации:

One comment

  1. Андрей Симонов:

    Норайр Вагинакович умер 27 января 2016 года. 30 января были похороны…

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *