Лешин Николай Васильевич

1923-1966

Н.В.Лёшин
Н.В.Лёшин

Летчик-испытатель 1 класса, капитан.
Родился 1 октября 1923 года. Окончил спецшколу ВВС (г.Иваново).
В армии с 7 июля 1941 года. Окончил 6-ю Воронежскую авиашколу, переведен в Батайскую ВАШЛ им.Серова. В мае 1942 после расформирования Батайской ВАШЛ направлен в Тбилисское пехотное училище.
Участник Великой Отечественной войны с 1 сентября 1942 года в составе артдивизиона 51 ОСБР на Северо-Кавказском фронте. В сентябре 1943 года был направлен в 3-ю школу военных летчиков в г.Сарапул. По окончании Сарапульской школы был направлен в Военно-морское авиационное училище в г.Николаев.
После окончания школы служил в частях Военно-Воздушных сил Военно-Морского Флота. Командир звена 12 ГАП пикирующих бомбардировщиков 8 МТАД.
После окончания Высшей офицерской школы штурманов ВВС советской армии летал на самолетах типа: СБ, Пе-2, Як-11, Ил-10, МиГ-15, МиГ-17, По-2, УТ-2.
С марта 1957 года — летчик-испытатель ОКБ М.Л.Миля. Поднял в небо и провел испытания двухдвигательного Ми-8 (02.08.1962). Участвовал в испытаниях Ми-4, Ми-6. Впервые выполнил аварийную посадку вертолета на воду с выключенным двигателем на режиме самовращения несущего винта.
Установил мировые рекорды на Ми-6 — подъем груза массой 10000 кг на высоту 4885 м (второй пилот, 1959), скорость полета по замкнутому 100-километровому маршруту (Тушино – Истра – Голицыно – Тушино) – 268,92 км/ч (второй пилот, 21.09.1959), высоты полета с грузом 15000 кг и 20000 кг – 2738 м и подъема максимального груза 20117 кг на высоту 2000 м (второй пилот, 13.09.1961), скорость на базе 15-25 км — 320 км/ч (21.09.1961).
Представлял на авиасалоне Ле Бурже В-8АП СССР-06181 (06.1965).
31 января 1966 года погиб в испытательном полете на В-8А (Ми-8).
Вертолет В-8А (прототип Ми-8) был передан из МАП на предприятие п/я 1506 МГА для проведения ресурсных испытаний по программе №78-65 «Совместные МАП и МГА 300-часовые летные ресурсные испытания вертолета В-8 с двумя двигателями «изделие 79».
При выполнении очередного полета по программе летных испытаний по проверке надежности первого серийного вертолета экипажем летчиков-испытателей, на 33-ем часу работы втулки хвостового винта, когда вертолет проходил деревню Абрамцево (13 км юго-западнее а/п Люберцы) на высоте 200 м, на скорости 215 км/ч, курсом 0°, от вертолета отделился продолговатый предмет и над вертолетом появилось «голубоватое облачко». Эти явления сопровождались сильными хлопками, по звуку напоминающими серию громких выстрелов. Вслед за этим от вертолета стали отделяться различные части конструкции, в том числе части лопастей несущего винта. Вертолет начал энергично терять высоту и с разворотом вправо перешел в крутое падение, перевернулся на спину и в этом положении ударился о землю между старым садом и лесом на окраине деревни Абрамцево. Фюзеляж вертолета при ударе о землю полностью разрушился. Вследствие разрушения подшипника втулки рулевого винта погиб весь экипаж вертолета — Н.В.Лешин, И.Н.Дрындин (2-й пилот) и Ф.С.Новиков.
Награжден орденом Отечественной войны II степени (06.11.1947), орденом «Знак Почета» (31.07.1961), медалями.

Источники информации:

  • История вертолетных рекордов / Е.Ружицкий, Авиация и космонавтика 2008 /
  • Московский вертолетный завод имени М.Л.Миля / Михеев В.Р., Polygon Press, 2007 /
  • Рафаил Иванович Капрэлян / Наследники инженера Да Винчи /
  • ОБД «Память народа 1941-1945 гг.»

Оставьте комментарий