Туманский Алексей Константинович

1895-1972

А.К.Туманский

А.К.Туманский

Лётчик-испытатель 1-го класса, майор.
Родился 4 апреля 1895 года в г.Санкт-Петербург. Учился в Минской мужской гимназии, с 1911 года — в Иркутской гимназии, с 1914 года — в Омской гимназии. Окончив её, он вернулся в Минск. Осенью 1914 года поступил в Петербургский технологический институт, где узнал о наборе добровольцев из студентов в воздушный флот. Он подал заявление, и осенью 1915 года был зачислен лётчиком-охотником в 1-ю авиационную роту, вскоре был направлен на Петербургские офицерские теоретические авиационные курсы при Политехническом институте в Лесном. После окончания курсов был выпущен ефрейтором и направлен для дальнейшего обучения в Качинскую авиационную школу, окончил в 1916 году, получив звание военного лётчика и чин младшего унтер-офицера.
Участник 1 мировой войны с осени 1916 года. Служил в 34-м корпусном авиаотряде (КАО), летал на самолёте «Морис-Фарман-40». Весной 1917 года в 34-й КАО прибыли два истребителя «Ньюпорт» — для охраны разведывательных самолётов. А.К.Туманский, пройдя подготовку, получил право летать на истребителе, одновременно продолжая заниматься разведкой на других самолётах. За лётную работу он стал полным Георгиевским кавалером и произведён в прапорщики.
После Октябрьской революции в 34-м КАО были избраны члены отрядного комитета, в котором А.К.Туманский возглавил техническую часть. В ноябре 1917-го он, по заданию ревкома корпуса, сформировал авиагруппу и присоединился к 1-му Минскому Красногвардейскому отряду (Гомель) для борьбы с польскими легионерами генерала И.Р.Довбор-Мусницкого. Весной 1918 года Туманский получил назначение в 1-й Московский социалистический авиаотряд. В июне 1918 года отряд в полном составе вступил в РККА. Вскоре А.К.Туманский был назначен начальником своего прежнего 34-го КАО — по просьбе личного состава. Фактически его пришлось формировать заново, 34-й КАО был переименован в 1-й Тамбовский авиаотряд, затем в 5-й разведывательный отряд,
Осенью 1918 года отряд завершил формирование и был переброшен на Восточный фронт. Отряд вскоре включился в бои с войсками А.В.Колчака на направлении Сарапул-Красноуфимск. Лётчики вылетали по два-три раза в день. Зимой 1918-1919 годов 28-я стрелковая дивизия вела бои с переменным успехом, отряд обеспечивал её поддержку с воздуха. В марте 1919 года началось наступление Колчака, вся 2-я армия была вынуждена отступить до Вятки. 5-й разведотряд вместе с 7-й разведотрядом вошёл в состав новой авиагруппы (командир К.М.Падосек).
В мае 1919 года началось контрнаступление РККА. Во время боев за Сарапул на «Ньюпорт-24бис» А.К.Туманский в воздушном бою сбил белогвардейский «Фарман-30». Наступление развивалось успешно, вскоре вся Кама до Перми была очищена от войск белогвардейцев, 28-я стрелковая дивизия вышла на подступы к Екатеринбургу. Туманский перешёл в 7-й авиаотряд, который перебазировался в Дубровку, для участия в боях под Царицыным. Отряд выполнял задания по воздушной разведке и бомбометанию. В числе других лётчиков, Туманский на «Ньюпорте» регулярно вылетал на бомбёжку скоплений вражеских войск в Царицыне.
В октябре 1919 года отряд перебазировался в Водяное, откуда продолжал боевые вылеты, затем отступил в Камышин. Там Туманский заболел брюшным тифом, пароходом был эвакуирован в госпиталь, в Саратов. В госпитале К.М.Падосек вручил ему именной портсигар от РВСР за бои на Восточном фронте. После излечения Туманский поехал в Сарапул, повидать семью, где узнал о смерти жены, заразился сыпным тифом, второй раз вылечился с большим трудом.
После выписки вступил в Дивизион Воздушных Кораблей (ДВК) в Сарапуле. Дивизион состоял из трёх самолётов «Илья Муромец». В мае 1920 года 1-й бойотряд получил назначение на Западный фронт. 8 июля 1920 года отряд прибыл в Белыничи, в распоряжение штаба 16-й армии.
В августе 1920 года 1-й бойотряд, теперь в составе двух самолётов, был переведён на Южный фронт. В оперативном отношении отряд был подчинён 13-й армии и включён в состав Центральной авиагруппы И.У.Павлова, действовавшей в районе Северной Таврии. В конце сентября 1-бойотряд был переведен в Харьков. К концу 1920 года оба «муромца» пришли в негодность, и командование вернуло отряд в Сарапул.
После окончания Гражданской войны, в январе 1921 года Туманский был назначен командиром 2-го отряда ДВК, который в составе трех «муромцев» должен был обслуживать участок певой авиалинии Москва-Тула-Орёл. К середине весны 1921 года отряд начал работу, он делал несколько полётов в неделю, перевозя фельдъегерскую почту и ответственных пассажиров.
В феврале 1922 года 2-й отряд был направлен в Бобруйск для борьбы с бандами. Тяжёлые бомбардировщики для такой работы не походили и в боях не участвовали, однако А.К.Туманский с бойцами авиаотряда вооружил приданную отряду легковую машину «Вандерер» тремя снятыми с «муромцев» пулемётами «Льюис», и оказал помощь красноармейцам в разоружении одной из банд. Из-за плохих условий хранения самолёты пришли в негодность, и отряд был расформирован.
А.К.Туманский получил назначение в отряд, входивший в состав ПВО Москвы. Впоследствии отряд был переименован в эскадрилью «Красная Москва».
В начале 1925 года часть отряда была направлена в Ташкент для усиления авиации Туркестанского фронта. Оба ташкентских авиаотряда были укомплектованы самолетами «эльфауге», и переоснащались самолётами «Юнкерс-21» и «Юнкерс-13». Лётчики подмосковного отряда переучивали ташкентских товарищей летать «юнкерсах», а также вместе с ними готовились к боям с басмачами. Весной 1925 года отряд Туманского перебазировался в Термез и включился в боевую работу. Лётчики вылетали на разведку и обстрелы скоплений басмачей.
Осенью 1925 года А.К.Туманскому, как специалисту по «муромцам», приказали вернуться в Москву для формирования первой советской эскадрильи тяжелой авиации. Эскадрилья тяжелых кораблей начала формироваться в Москве, но вскоре её перевели в Гатчину. Во Франции были закуплены двухмоторные деревянные бипланы «фарман-голиаф». Они прибыли без всяких чертежей, схем, описаний и данных, собирать их пришлось, «на глазок». Туманскому было поручено испытание первых двух «голиафов». «Голиафы» сыграли большую роль в подготовке первых экипажей советской тяжелой авиации.
Зимой 1926 года был направлен для обучения на Курсы усовершенствования старшего комсостава (КУКС) в Ленинграде, окончив их, он вернулся в прежнюю часть. Вскоре на ЮГ-1 принял участие в групповом перелете по маршруту Одесса-Киев-Витебск-Гатчина.
В 1927 году был направлен в Тегеран для работы линейным пилотом в германском акционерном обществе «Юнкерс». Фирма «Юнкерс» хотела создать круговую воздушную линию Берлин—Москва—Баку—Тегеран—Багдад—Каир—Рим—Париж—Берлин, для чего ей требовалось соединить трассой Тегеран и Баку. Советское правительство возражало против полетов немецких экипажей над районом Баку, поэтому фирма «Юнкерс» вынуждена была взять на службу советских летчика и бортмеханика для обслуживания линии Тегеран-Баку. Помимо обычной перевозки пассажиров, часто приходилось совершать заказные полеты по требуемым маршрутам. Выполняя один из таких полётов, Туманский первым в мире совершил дневной перелёт из Тегерана до Мешхеда (900 км) и обратно. В Персии заболел тяжелой формой тропической малярии, и вернулся в СССР.
По возвращении он получил назначение на Харьковский узел общества «Укрвоздухпуть» линейным пилотом 1-го класса, обслуживал линии Харьков-Москва и Харьков-Минеральные Воды-Пятигорск, затем был переведён на Московский узел, обслуживал линию Москва-Харьков.
С 1931 (?) года — летчик-испытатель на авиационном заводе № 22 (Москва, Фили). Испытывал серийные Р-6, ТБ-1, ТБ-3, СБ и Пе-2. Во время войны продолжал работать лётчиком-испытателем, перегонял производимые заводом Пе-2 на фронт. В октябре-ноябре 1941 года завод эвакуировался в Казань. На базе эвакуированного завода в Москве возникли фронтовые ремонтные авиамастерские, по ходатайству начальника мастерских А.К.Туманский был откомандирован в его распоряжение, по служебным делам часто летал на Ли-2 из Москвы в Казань и обратно, затем вновь вернулся к работе испытателя на свой завод, испытывал Ил-2, Ил-4, Ту-2. В 1943 году был объявлен лучшим ударником завода. В 1944 году вступил в ВКП(б).
С 194? — лётчик-испытатель и заместитель начальника по лётной части лётно-испытательной базы (ЛИБ) НИИ-17 (НИИ Министерства радиопромышленности СССР). Занимался испытаниями различного самолётного радиолокационного оборудования на тяжёлых самолётах.
Летом 1949 года ЛИБом был организован полёт для установления рекорда высотного ночного и массового парашютного прыжка, ответственным за полёт был назначен А.К.Туманский. Вся группа попала на специально отведенный для этой цели небольшой квадрат. Полет был зафиксирован как международный рекорд.
Осенью 1950 года вышел на пенсию, но продолжал летать в ЛИБе. Вскоре у Туманского начались проблемы с сердцем, он совершил свой последний прощальный полёт и вышел в отставку. За 35 лет А.К.Туманский провел в небе более 10000 часов, налетал на 97 различных типах машин свыше двух миллионов километров, испытал более 3000 боевых самолетов.
Автор книги «Полет сквозь годы» (1962).
Умер в 1972 году.
Награжден Георгиевскими крестами 1-й, 2-й, 3-й, 4-й степеней, орденом Ленина (29.04.1944), орденом Красного Знамени (1921), орденом Отечественной войны 1-й степени (19.08.1944).

Источники информации:

  • Туманский Алексей Константинович / Красные соколы нашей Родины /
  • Туманский, Алексей Константинович / Википедия /

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *