1932-2002
Заслуженный лётчик-испытатель СССР (28.08.1974), капитан (1964).
Родился 29 февраля 1932 года в Москве. В 1951 окончил Московскую спецшколу ВВС. Свой первый ознакомительный полет выполнил на самолете ПО-2 в 1949 г. с известным летчиком, Героем Советского Союза А.П.Маресьевым.
В армии с августа 1951. В 1954 окончил Энгельсское ВАУЛ им.М.Расковой (г.Тамбов). Служил в строевых частях ВВС — старшим летчиком, командиром звена в 1103 БАП, Ленинградский ВО). С ноября 1957 — в запасе.
В 1959 окончил Школу лётчиков-испытателей, в 1966 — Московский авиационный институт.
С июня 1959 по август 1960 — лётчик-испытатель ОКБ В.М.Мясищева. Участвовал в испытаниях 3М, М-4 и их модификаций.
В 1959 установил (вторым пилотом) 10 мировых авиационных рекордов грузоподъёмности на самолёте 3М.
С августа 1960 по декабрь 1991 — лётчик-испытатель Лётно-исследовательского института. Провёл ряд испытательных работ на самолётах-истребителях: по испытанию и доводке двигателей на Су-7, Су-9, Су-11; лётные исследования устойчивости и управляемости на Су-7ЛЛ с изменяемыми характеристиками систем управления, а также ряд работ по испытанию самолётного оборудования на Ан-12, Ан-24, Ил-18, Ил-62, Ил-76, Ту-16, Ту-104, Ту-154, Як-40, Як-42.
В 1965 г. при испытаниях истребителя-перехватчика с опытным двигателем на высоте 21000 м остановился двигатель, который удалось запустить на высоте 18000 м. На 16000 м двигатель снова остановился и больше не запустился. Летчик приступил к расчету на посадку с остановленным двигателем, но на высоте 1000 м поступил приказ катапультироваться. Б.И.Юмашев принял решение спасти самолет и сумел благополучно посадить его на своем аэродроме.
В 1965 г. написал письмо академику С.П.Королеву с просьбой о зачислении его в группу космонавтов. Королев дал команду о зачислении, и Б.И.Юмашев прошел обследование. После смерти академика в 1966 обстановка изменилась: гарантии полета в космос новому члену отряду космонавтов не дали, и Б.И.Юмашев продолжил работу летчиком-испытателем.
В декабре 1982 г. руководством ЛИИ и Министерства авиационной промышленности был представлен к званию Герой Советского Союза, но из-за гибели экипажа самолета Ту-134 документы на присвоение звания не были отправлены в ЦК КПСС, так как Б.И.Юмашев в то время являлся заместителем начальника комплекса по летным испытаниям.
С 1991 по 1997 г. работал пилотом в Авиакомпании «Добролет», выполняя полеты на самолете Ил-76 миссии ООН и Международного Красного Креста по оказанию срочной гуманитарной помощи в страны, терпящие бедствия и районы военных действий.
Жил в Москве. До 1999 работал пилотом-инструктором в авиакомпании. Умер 26 июля 2002 года. Похоронен в Москве, на Новодевичьем кладбище.
Награждён орденом Трудового Красного Знамени (19.09.1977), медалями.
Источники информации:
- Заслуженные испытатели СССР / А.А.Симонов, — М.: Авиамир, 2009 /
- Испытатели ЛИИ / В.П.Васин, А.А.Симонов, Жуковский. «Авиационный печатный двор», 2001 /