1901-1971
Авиационный штурман, генерал-лейтенант авиации (1.05.1943).
Родился 3 июня 1901 года в Москве в семье учителя гимназии. После окончания гимназии с золотой медалью в 1918 г. поступил в Петровскую (Тимирязевскую) академию на инженерный факультет.
С марта 1920 г. в армии, курсант Петроградской технической артиллерийской школы. С сентября 1920 г. на Южном фронте участвовал в боях против Врангеля, а затем против банд Махно.
Летом 1921 г. был зачислен слушателем Высшей военно-педагогической школы в г.Москва, по окончании которой работал преподавателем пехотно-пулеметных курсов в г.Баку. Весной 1923 г. направлен в распоряжение Главвоздухофлота на Центральный аэродром в Москве и назначен помощником начальника Центральной аэронавигационной станции (ЦАНС).
В октябре 1926 г. приказом Реввоенсовета Центральный аэродром преобразован в Научно-исследовательский институт ВВС РККА, а часть ЦАНС стала аэронавигационным отделом (АНО) института, начальником которого был назначен Б.В.Стерлигов.
Его усилиями аэронавигация из наземных станций была переведена на самолеты: совместно с промышленностью разрабатывалось, устанавливалось на самолеты и испытывалось в полетах новое аэронавигационное оборудование, отрабатывались полеты по компасу с расчетом курса перед вылетом. В период с 27 июня по 9 августа 1926 г. был выполнен перелет по аэронавигационным приборам на самолете Р-1 (командир экипажа — В.О.Писаренко) по маршруту Москва — Харьков — Ростов-на-Дону — Севастополь — Киев — Москва.
В 1928 г. приказом Реввоенсовета N150 присвоено звание «старший летчик-наблюдатель». С его участием разрабатывались средства навигации полетов ночью, над морем, в облаках и за облаками.
В начале 1929 г. в АНО приехал авиаконструктор А.Н.Туполев и сообщил о решении Советского правительства послать его самолет АНТ-4 в перелет из Москвы в Нью-Йорк. Сформировали экипаж: командир экипажа С.А Шестаков; морской летчик Ф.Е.Болотов; бортмеханик Д.В.Фуфаев; штурман Б.В.Стерлигов. Подготавливался и испытывался самолет, навигационные приборы и карты. Перелет начали в 2 часа ночи 23 августа из Москвы через Сибирь — Хабаровск — Николаевск — Петропавловск — Атту — Уналашка — Сюарт — Ситка — Вотерфолл — Сиэтл — Сан-Франциско — Солт-Лейк-Сити — Чикаго — Детройт — Нью-Йорк. Всего пройдено 20612 км за 141 час 33 мин. Всего в пути 74 дня, меняли шасси — 12, поплавки — 6, моторы — 20.
В начале 1930 г. вышло в свет первое «Руководство по воздушной навигации». Разрабатывались вопросы аэронавигации больших групп самолетов и аэронавигации в бомбометании. Под руководством Б.В.Стерлигова организовывались воздушные парады над Красной площадью.
В начале 1930 г. приказом начальника ВВС РККА начальник АНО НИИ Б.В.Стерлигов назначен начальником Аэронавигационной службы ВВС РККА.
В апреле 1932 г. было утверждено новое «Наставление по аэронавигационной службе» (НАНС-32). Разрабатывались аэронавигация и боевое применение слепых полетов. 28 февраля 1933 года первым на должность флагштурмана ВВС был назначен Б.В.Стерлигов.
В 1936 г. утверждено новое «Наставление по штурманской службе»(НШС-36), содержащее указания по вождению соединений, применению радионавигации, по действиям штурманской службы в бою применительно к разным видам авиации.
По предложению Б.В.Стерлигова в декабре 1939 г. был сформирован 85 бомбардировочный авиаполк, подготовленный для слепых полетов, командиром которого он был назначен. 26 декабря 1939 года полк начал боевые действия по бомбардировке финских объектов, выполняя полеты к цели и обратно в облаках с выходом в район цели по расчетному времени под облака и прицельным бомбометанием. За 76 дней пребывания на фронте 85 полк летал на боевые задания 68 дней и совершил более 300 боевых вылетов. За этот же период другие авиачасти, не имевшие оборудования и экипажей для полетов в сложных условиях, могли летать только 6 суток, а все остальное время ждали летной погоды.
В 1940 г. было разработано НШС-40. В нем содержались подробные наставления по самолетовождению в облаках и организации Службы наземного обеспечения самолетовождения.
Б.В.Стерлигов непосредственно участвовал в организации налета советских бомбардировщиков на Берлин 22 августа 1941 г. В 1942 г. разработал аэронавигацию воздушной трассы из США в СССР через Аляску, Дальний Восток, Сибирь для переброски американских самолетов по лендлизу.
7 июня 1943 г. приказом N68 командующего ВВС КА было введено новое «Наставление по штурманской службе» (НШС-43), подготовленное Б.В.Стерлиговым на основе опыта войны. С этим наставлением авиация воевала до конца войны. К концу войны, благодаря штурманской службе, надежность навигации повысилась по сравнению с довоенным временем более чем в четыре раза, надежность выхода на цель в пять раз, меткость бомбометания на 74%.
Назначен Главным штурманом-организатором первомайского авиационного парада 1945 г. над Красной площадью (это был его 12 воздушный парад над столицей).
Руководил штурманской службой при разгроме Квантунской армии в Советско-Японской войне 1945 г. В течение этой войны наши ВВС совершили более 22000 самолето-вылетов, и все они в штурманском отношении были выполнены образцово, несмотря на сложные рельеф местности и погоду.
В послевоенные годы оставался Главным штурманом ВВС.
С осени 1947 года — заместитель начальника штурманского факультета Краснознаменной Военно-воздушной академии (КВВА; Монино).
В 1950 г. уволен из рядов армии по состоянию здоровья.
Умер в 1971 году, похоронен на Новодевичьем кладбище.
Награжден двумя орденами Ленина (07.04.1940, 30.04.1945), тремя орденами Красного Знамени (17.06.1943, 03.11.1944, 15.11.1950), орденом Суворова 2-й степени (18.08.1945), двумя орденами Кутузова 2-й степени (19.08.1944, 08.09.1945), орденом Трудового Красного Знамени (1929), орденом Красной Звезды (20.06.1934), медалями.
Автор книги «Маршрутами мира и войны. Записки авиаштурмана.» М.: Из-во ООО «АЛЕВ-В», 2001, 384 с.
Источники информации:
- Стерлигов Борис Васильевич (1901-1971) / Полярная почта /
- Борис Васильевич Стерлигов / Авиаторы Второй мировой /
- СТЕРЛИГОВ Борис Васильевич (1901-1971) / Новодевичье кладбище /
На фото изображён А.М.Бряндинский, а не Б.В.Стерлигов!
Поменял. Опять Якубович попутал…