Исаев Анатолий Михайлович

1926-2012

А.М.Исаев

А.М.Исаев

Заслуженный лётчик-испытатель СССР (14.08.1975), капитан (1968).
Родился 3 июля 1926 года в Москве. Работал слесарем на авиазаводе №23, наземным радистом в лётном отряде НКАП. В 1946 окончил Центральный аэроклуб имени В.П.Чкалова.
В 1948 окончил Криворожское лётное училище ГВФ. Работал пилотом в ГВФ (Северное, Западно-Сибирское, Восточно-Сибирское и Московское управления). В 1953 окончил Ульяновскую школу высшей лётной подготовки ГВФ.
С 1956 по 1965 — лётчик-испытатель Казанского авиазавода. Поднял в небо и провёл испытания второго серийного Ту-22 (1960), головных Ту-22К (1961) и Ту-22У завода. Испытывал серийные Ту-16 (1956-1963), Ту-22 (1960-1965) и их модификации, Ту-107 (1956).
23 июля 1958 года в неблагоприятных погодных условиях при перегоне Ту-107 произошел отказ автоматики топливной системы и остановка всех двигателей. Самолет начал падение. Лишь у самой земли Исаеву удалось произвести повторный запуск двигателей с выводом самолета на расчетный режим полета.
30 августа 1962 года при испытаниях 3-го серийного Ту-22 на сверхзвуковой скорости самолет начало бросать по вертикали. Весь экипаж удачно катапультировался. После этого самолет перестал раскачиваться и продолжал полет, пока не выработал все топливо. Позднее на Ту-22 установили ограничитель скорости ОС-1. Кроме того, была проанализирована склонность машины к раскачке. Установив на ней автомат, решили и эту проблему.
С 1965 по декабрь 1966 — лётчик-испытатель Таганрогского авиазавода.
С января 1967 по декабрь 1977 года — лётчик-испытатель Саратовского авиазавода. Поднял в небо и провёл испытания Як-40/3 (18.06.1967). 15 июня 1977 первым в стране выполнил на Як-38 взлёт с укороченным разбегом. Испытывал серийные Як-40 (1967-1977), Як-38 (1975-1977) и их модификации.
8 октября 1975 года при проведении испытательного полета самолета вертикального взлета и посадки Як-38 в режиме захода на посадку произошел отказ выпуска правого шасси. Повторные попытки выпуска результатов не дали. Самолет находился в зоне аэродрома г.Энгельса. В этот момент с него производился взлет тяжелых бомбардировщиков на боевое дежурство. В сложной ситуации при минимальном количестве топлива А.М.Исаев посадил самолет с невыпущенными шасси, не допустив повреждений самолета. При посадке в баках самолета оставалось топлива на 14 секунд.
15 декабря 1977 года на Як-38 с/н 0304 произошел отказ подъёмно-маршевого двигателя на переходном режиме во время посадки. Лётчика, А.М.Исаева, катапультировала САК, самолёт столкнулся с землёй и разбился.
Имеет общий налет 8450 часов, из них 2600 часов ночью, 821 час в сложных метеорологических условиях, испытательный налет — 3305 часов.
Летал и проводил испытания самолетов: Як-12, Ли-2, Ил-12, Ил-14, Ил-28, Ан-10, Ту-16 с модификациями, Ту-104, Ту-22 с модификациями, МиГ-15, МиГ-17, МиГ-19, Су-7, Як-36, Як-38М, Як-38ВМУ, Як-40.
С 1978 — на пенсии.
Жил в городе Саратов. Умер 3 октября 2012 года. Похоронен в Саратове, на Увекском кладбище.
Награждён орденом «Знак Почёта» (21.08.1964), медалями.

Источники информации:

  • Заслуженные испытатели СССР / А.А.Симонов, — М.: Авиамир, 2009 /

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *