Моисеев Яков Николаевич

1897-1968

Я.Н.Моисеев

Я.Н.Моисеев

Летчик-испытатель 1 класса, Заслуженный летчик СССР (06.1926), полковник (1939).
Родился 18 (6 — ст.ст.) августа 1897 года в станица Морозовская (ныне город Морозовск Ростовской области). Окончил два класса приходского училища. С 1909 г. работал батраком, грузчиком, землекопом. В 1917 году закончил в Ростове-на-Дону школу шоферов.
В армии с 1917 г. Участник Гражданской войны: с ноября 1917 г. по март 1918 г. — кавалерист Морозовской Красногвардейской дивизии; с марта по август 1918 г. — шофер броневика бронеотряда 5-й армии (Царицынский фронт).
В июле 1919 г. окончил Московскую высшую авиашколу. По ее окончании в июне 1919 стал летчиком истребительного авиаотряда 3-го дивизиона 10-й армии, 34-го и 35-го разведывательных авиаотрядов 9-й армии (Юго-Восточный, Кавказский и Туркестанский фронта).
С августа 1923 г. по январь 1924 г. работал пилотом в «Добролете». 15 июля 1923 года на самолете Junkers F13 «Промбанк» открыл первую в стране регулярную пассажирскую линию «Москва-Нижний Новгород».
С января по май 1924 г. участвовал в боях с басмачами на Туркестанском фронте в должности летчика 2-го отдельного разведывательного авиаотряда Хорезмской авиагруппы.
В 1924-1925 гг. — пилот «Добролета» на линии Баку-Иран.
С 1925 г. по 1927 г. — летчик-инструктор Военно-воздушной академии имени Н.Е. Жуковского. В июле 1926 г. на самолете Р-1 «Искра» выполнил перелет Москва-Харьков-Ростов-на-Дону-Минеральные Воды-Баку-Пехлеви-Тегеран-Москва за 2 дня и 6 часов. С мая 1927 г. по апрель 1939 г. в запасе.
С мая 1927 г. по 1941 г. — летчик-испытатель авиазавода №22 (г.Москва). Поднял в небо и провел испытания ДБ-А (02.05.1935), участвовал в испытаниях р-3 (АНТ-3;1925), МР-1 (1926), ТБ-1 (АНТ-4;1932), ТБ-3 (АНТ-6), СБ (АНТ-40); Пе-2. Испытал в общей сложности более 10 тысяч самолётов, в том числе проводил испытания на высший пилотаж самолёта «У-2».
С октября 1941 г. по апрель 1943 г. — летчик-испытатель авиазавода №22 (г.Казань).
С апреля 1943 г. — летчик-испытатель авиазавода №381 (г.Москва). Испытывал серийные Ла-5.
С 1944 г. по 1946 г. — заместитель начальника ЛИС авиазавода №301 (г.Химки).
С февраля 1946 г. в запасе. Работал в центральном аппарате авиапромышленности.
Умер 28 декабря 1968 года, похоронен на Новодевичьем кладбище.
Награжден 2 орденами Ленина (17.08.1933; 21.02.1945), 4 орденами Красного Знамени (1920; 14.10.1924; 07.09.1926; 03.11.1944), орденом Красной Звезды (28.10.1967), орденом Красного Знамени Хорезмской НСР (1924), медали.
Именем Якова Моисеева назван пассажирский широкофюзеляжный самолёт Ил-96-300 RA-96008 российской авиакомпании «Аэрофлот».

Источники информации:

  • «Завод №124. Завод №22. КАПО им. С.П.Горбунова. Летчики-испытатели. Штурманы-испытатели. Перегонщики. Катастрофы» / И.А.Валеев, Казань: ООО «Мастер-Граф», 2015 /
  • Крылатый станичник / В.Моложавенко /
  • Яков Николаевич Моисеев / Советская военная энциклопедия в 8 т. /
  • «На земле и в небе» / М.М.Громов, Жуковский. «Печатный двор», 1999 /
  • Агитполеты над Витебском / А.Подлипский, Витебский курьер /
  • Хронология И.И.Родионова / ВВС России /

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *