Рябченко Тихон Лукьянович

1903-1979

Т.Л.Рябченко
Т.Л.Рябченко

Летчик-испытатель 1 класса, полковник.
Родился 24 (11 — ст.ст.) августа 1903 г. в селе Четухино Валуйского района Воронежской области в семье крестьянина бедняка. Образование — 4 класса сельской школы. Член ВКП (б) с 1928 года.
В армии с ноября 1925 г. Служил в 30 авиаэскадрильи (Москва) в качестве моториста. В марте 1927 года поступил в летную теоретическую школу (г.Ленинград), которую окончил в 1928 году и был послан в летную школу г.Оренбург, которую окончил в 1929 году. Был оставлен там же летчиком-инструктором и командиром звена.
В марте 1933 года направлен командиром отряда во 2-ю тяж-бомб. авиабригаду в местечко Ям-Едрово Ленинградского военного округа. Летал на самолетах ТБ-1 и ТБ-3. В 1934 году был отобран как лучший летчик для полета с Правительственной делегацией командиром корабля на ТБ-3Р в Италию. В апреле 1935 года назначен командиром авиаэскадрилии 2-й тбабр.
В конце 1935 года был командирован на учебу в Высшую летно-тактическую школу города Липецка, где проучился до 11 сентября 1936 года.
В сентябре 1936 года был командирован в Испанию, откуда возвратился в сентябре 1937 года. За выполнение задания был награжден орденом «Красного знамени». Награжден медалью «За Боевые заслуги» за выполнение особого правительственного задания в 1938 году, а также медалью 20 лет РККА (1938 г.).
В начале 1938 года был назначен командиром 2-й тяжело-бомбардировочной авиабригады, с апреля по ноябрь 1938 — командир 7 ТБАП.
В марте 1939 года был назначен начальником штаба и начальником Качинской авиашколы. 21 марта 1940 года выпускником школы стал В.И.Сталин.
В конце 1940 года назначен зам. начальника по летной части Мелитопольской авиашколы.
Участник Великой отечественной войны. Из состава школы была сформирована и послана на фронт 1-я школьная бомбардировочная авиадивизия, в которую он 12 августа 1941 был назначен командиром дивизии. В ноябре 1941 года дивизия опять была возвращена в школу. После расформирования школы был назначен начальником отдела перелетов и зам. начальника штаба ВВС ПриВО. В начале 1944 за плохую организацию перелета Ил-2, приведшую к катастрофам и авариям, был предан суду военного трибунала.
В 1944 году по его ходатайству был откомандирован в МАП и направлен на завод №22 летчиком-испытателем и зам.нач.ЛИС по летной части. Принимал участие в испытаниях Пе-2, Ту-4.
За период летной работы (к 1947 г.) имел налет свыше 3000 часов и более 6000 посадок, из них более 800 часов налет на ТБ-3. Полетов ночью более 250 часов, полетов в облаках и под колпаком около 90 часов. Летал на 23-х типах самолетов, в том числе АВ, По-2, Р-1, Р-5, И-2, И-3, И-15, Фокер Д-7, Фокер Д-11, Локхид, Потез, Драгон, Супер Драгон, Дуглас, Пе-2 и ряд других. Общий налет — 4771 час.
С 1954 года — на пенсии.
Жил в Казани. Умер 4 июля 1979 года. Похоронен на Арском кладбище в Казани.
Награжден орденом Ленина (15.11.1950, №121175), двумя орденами Красного знамени (1937, №1084; 06.05.1946, 11832), орденом Красной звезды (03.01.1944, 1015513), медалями.

Источники информации:

  • Казань авиационная / Р.Г.Вениаминов /
  • Краткая биография полковника Рябченко Т.Л. (1903-1979 гг) / подаркимаоцзедунасталину.рф /
  • «Завод №124. Завод №22. КАПО им. С.П.Горбунова. Летчики-испытатели. Штурманы-испытатели. Перегонщики. Катастрофы» / И.А.Валеев, Казань: ООО «Мастер-Граф», 2015 /

1 комментарий к “Рябченко Тихон Лукьянович”

  1. Рябченко Тихон Лукьянович родился в селе Чепухино (ныне Ватутино), а не Четухино

    Ответить

Оставьте комментарий