Анопов Борис Андрианович

1915-1986

Б.А.Анопов

Б.А.Анопов

Герой Социалистического Труда (1963), Заслуженный пилот СССР (1966), летчик-испытатель.
Родился 14 (1 — ст.ст.) января 1915 года в городе Царское Село (ныне — город Пушкин в черте Санкт-Петербурга). Русский. Детство и юность провёл в Москве. Окончил 7 классов, был членом Осоавиахима, учился в аэроклубе.
В 1939 году окончил Батайское авиационное училище ГВФ, после чего работал пилотом, командиром отряда, заместителем командира Быковской авиагруппы по лётной части в Московском управлении ГВФ.
Участник Великой Отечественной войны с февраля 1942 года. Лётчиком 11-го авиационного полка 3-й авиационной дивизии связи, летал на самолётах Ли-2 и С-47. В 1942-43 годах совершил 250 боевых вылетов, из которых 81 – по обеспечению оперативной связи с командованием 3-й танковой армии. Во время активизации боевых действий на Калининском и Северо-Западном фронтах занимался вывозом раненых. Обеспечивал перелёты наркома связи Пересыпкина. За большую лётную работу в 1943 году был награждён орденом Красного Знамени. В завершающие 2 года войны выполнял задания командования по связи Генштаба КА с фронтами и армиями, налетал 2703 часа. В 1945 году был награждён орденом Отечественной войны 2-й степени.
После войны работал в ГВФ.
В 1962 году окончил школу лётчиков-испытателей (ШЛИ).
В 1954-1976 годах работал в Государственном научно-исследовательском институте гражданской авиации (ГосНИИГА) лётчиком-испытателем, командиром лётно-испытательной части, заместителем начальника института по лётной службе.
Провёл государственные испытания самолётов Ил-18, Ил-62, Ту-154 и вертолёта Ми-2. Участвовал в испытаниях Ту-134. В большинстве вылетов лётчик-испытатель моделировал форс-мажорные ситуации, преодоление которых позволяло вносить новые инструкции в методики пилотирования самолётами. Доказал практически, что на Ил-18 и Ан-10 сроки эксплуатации двигателей можно увеличить вдвое, что давало 6 миллионов рублей годовой экономии.
14 мая 1963 года на вертолёте Ми-2 Б.А.Анопов совместно с Л.Л.Бабажановой установил мировой рекорд скорости полёта по замкнутому 100-километровому маршруту — 263,818 км/час, побив прежний американский рекорд вертолёта такого же класса.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16 апреля 1963 года за самоотверженный труд и выдающиеся достижения в освоении авиационной техники Гражданского воздушного флота Анопову Борису Андриановичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».
15 сентября 1966 года в качестве командира воздушного судна выполнил первый пассажирский рейс самолёта Ил-62 с аэродрома Москва-Внуково, а 9 июля 1967 года на воздушном параде в Домодедово на этом же самолёте выполнил демонстрационный полёт, возглавив колонну советских гражданских самолётов. В общей сложности им было освоено более 30 типов воздушных судов.
С 1976 года – на пенсии.
Жил в Москве, продолжал работу в отделе ведущих инженеров ГосНИИ ГА. Умер 11 августа 1986 года. Похоронен в Москве на Кунцевском кладбище.
Награждён орденами Ленина (16.04.1963), Красного Знамени (13.03.1943), Отечественной войны 1-й (11.03.1985) и 2-й (30.09.1945) степеней, 2 орденами «Знак Почёта» (31.07.1953; 31.07.1961), медалями.

Источники информации:

  • Большая биографическая энциклопедия, Российская Федерация, 2009
  • «Летчики-испытатели Аэрофлота» / И.П.Мазурук, А.А.Лебедев, – М.: Машиностроение, 1991 /
  • Мысль, рождающая скорость / Анопов Б.А., Известия, CCСР, 1964 /
  • Анопов Борис Андрианович / «Герои Страны» /

2 responses to “Анопов Борис Андрианович

  1. Уважаемая администрация сайта!
    Вношу поправку: Анопова звали Борис Андрианович, а не Борис Андреевич.

  2. Кроме того, Борис Андрианович после ухода с летной работы продолжал работу в отделе ведущих инженеров ГосНИИ ГА практически до своей кончины.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *