Жолудь Спартак Данилович

1932-1964

С.Д.Жолудь

С.Д.Жолудь

Летчик-испытатель, капитан.
Родился 15 июля 1932 года в г.Микоян-Шахар Ставропольского края.
В 1953 году окончил Армавирское летное училище. Служил в строевых частях ВВС. В звании капитана ушел в запас.
С 28 ноября 1961 года — летчик-испытатель Комсомольского-на-Амуре авиазавода. Испытывал серийные Су-7Б и их модификации.
20 июня 1964 года погиб при выполнении испытательного полёта на самолёте Су-7БМ.
После набора высоты и выполнения проверки системы автопилота в режиме «Маршрут» связь с самолётом пропала. Авиамеханик П.П.Татко вспоминал, что следом за С.Д.Жолудем, вылетел на задание летчик–испытатель военного представительства В.Т. Шкурат. Приземлившись, Виктор Тимофеевич сказал: «Видел самолет Жолудя, он строго летит на север на автопилоте и не отвечает на позывные».
Интенсивные поиски с 20 июня по 31 июля оказались безрезультатными, самолет и летчик не найдены. Предположительное место катастрофы — район Шантарских островов.
Прибывшая в Комсомольск московская комиссия во главе с начальником ОЛС ГКАТ О.Белостоцким установила:

  1. Нагрузка летного состава ЛИС в летний период в ряде случаев достигает предельной (30 часов в месяц). Рассмотрев личное дело лётчика-испытателя Жолудя С.Д., выявлено, что буквально с первых дней работы на летно-испытательной станции завода, ему приходилось выполнять большое количество вылетов за одну лётную смену. Время от первого вылета до последней посадки в ряде случаев, достигало 9-11 часов. Так, например, 19 июня 1964 года (за день до своей гибели) Спартак Данилович выполнил 8 полетов (2 полета 1-й и 2-й сложности, два полета 3-й сложности, четыре – контрольные).
  2. На самолете Су-7БМ, на котором ушел в свой последний поход Жолудь С.Д., не было произведено стравливание азота из кислородной системы жизнеобеспечения лётчика после проверки на герметичность в цехе 7, и не произведена двукратная продувка и зарядка кислородом на полет.
  3. На ЛИСе отсутствует комната отдыха для лётного состава.
  4. Не организуется дополнительный медицинский контроль, в том числе, и после полетов на большие высоты.
  5. Инструкции, по применению высотно-кислородного оборудования в ряде случаев, нарушаются. Нарушение данной инструкции имело место и в полете Жолудя 20.06.64 года — летчик не был одет в ВКК.

По результатам расследования данной авиационной катастрофы, 10 июля 1964 года в цехе организована служба ВКС (высотно-кислородная система).

Источники информации:

  • Биография и фото, присланные начальником ЛИС КнААЗ — М.Ю.Чипизубовым
  • Реактивный прорыв Сталина / Е.Подрепный, -М.:Яуза, Эксмо, 2008 /

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *