Гаранин Михаил Михайлович

1896-1942

М.М.Гаранин

М.М.Гаранин

Летчик-испытатель 2 класса (1942).
Родился 23 мая 1896 (1895) года в г.Пултуск Варшавской губернии. Окончил Суворовский кадетский корпус (1914 г.).
В 1914 г. был призван в царскую армию. Участник Первой мировой войны, воевал на Кавказском фронте в казацком полку. В 1915 году окончил Тверское кавалерийское училище, по окончании назначен в 6-й Сибирский казачий полк.
С 17 июня 1916 г. — внештатный летчик-наблюдатель 21-го корпусного авиационного отряда. С 1 октября 1916 г. — штатный наблюдатель того же отряда.
В 1917 г. (по др. данным — 1916) окончил Севастопольскую военную авиационную школу.
С 1917 г. — военный летчик 21-го корпусного авиационного отряда. В воздушном бою под Барановичами сбил германский самолет, за что был награжден офицерским Георгиевским крестом IV степени.
6 декабря 1917 г. отправился в командировку в г.Минск с летчиками Крыловым и Кондрюковым, из которой не вернулся. В приказе по Управлению авиации армий Западного фронта от 11.12.1917 г. был объявлен пропавшим без вести.
Призван на службу в РККА. Участник Гражданской войны. Был назначен командиром 3-го истребительного авиаотряда и переведен на Эстонский фронт и прикомандирован к 6-му полку конной разведки войск ВЧК. Воевал во 2-м артотряде на Южном фронте против Деникина. В 1920 г. переведен в 10-й истребительный авиаотряд 1-й Конной Армии. В 1922 г. служил в 1-й Краснознаменной истребительной эскадрилье (г. Петроград), оттуда был командирован на должность инструктора в отдел военного применения Московской авиашколы. В начале 1924 г. был направлен воевать против басмачей на Туркестанский фронт.
1 октября 1924 авиаотряд на Р-1 и Р-2 под руководством командующего ВВС в Туркестане П.Х.Межраупа вылетел из Термеза (Ташкент) в Кабул. В перелете участвовали М.М.Гаранин, Ю.И.Арватов, В.В.Гоппе, Я.Я.Якобсон, А.И.Залевский. Прошли 1400 км и перелетели Гиндукуш. До 1927 находился в загранкомандировке в Кабуле (Республика Афганистан).
С 22 сентября 1927 г. — старший летчик, затем старший инструктор летного отдела применения авиации Научно-испытательного института ВВС РККА.
11 мая 1928 г. зачислен в резерв РККА.
В 1928 г. назначен линейным пилотом в «УкрВоздухПуть» (г. Харьков), где проработал до 1934 г. 19 августа 1932 открыл на ПС-5 (Юг-1) N 906 (СССР-Л990) регулярное воздушное сообщение между Якутском и Алданским прииском. 26 ноября 1936 г. уволен в запас.
С 1934 г. — летчик-испытатель на авиазаводе №22 (г.Москва).
Работал на авиазаводе №22 (г.Казань) до 21 января 1942 г., испытывал серийные Пе-2.
Переведен на авиазавод №292 (г.Саратов).
С октября 1942 г. летчик-испытатель на авиазаводе №82 (г.Ташкент).
13 (12 ?) ноября 1942 года погиб в полете на Ли-2.
При посадке Ли-2 с отказавшим двигателем на аэродром ташкентского авиазавода задел крылом постройку, врезался в стоянку, повредив там еще два самолета.
Награжден орден Святой Анны 4-й степени (11.09.1916) и 3-й степени, орденами Святого Станислава 3-й и 2-й степени, орденом Святого Георгия 4-й степени (12.11.1917), орденом Красного знамени (16.10.1924), орденом Красной Звезды, двумя иностранными орденами.

Источники информации:

  • «Завод №124. Завод №22. КАПО им. С.П.Горбунова. Летчики-испытатели. Штурманы-испытатели. Перегонщики. Катастрофы» / И.А.Валеев, Казань: ООО «Мастер-Граф», 2015 /
  • ГАРАНИН Михаил Михайлович / РетропланЪ /
  • От DC-3 до Ли-2 / В.Котельников, Мир Авиации №4 1999 /
  • Государственный летно-испытательный ордена Ленина Краснознаменный центр Министерства обороны РФ им. В.П.Чкалова / Авиация и космонавтика №11 2010 /
  • Хронология И.И.Родионова / ВВС России /

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *