Арцеулов Константин Константинович

1891-1980

К.К.Арцеулов

К.К.Арцеулов

Летчик.
Родился 29 (17 — ст.ст.) мая 1891 года в Ялте, в семье потомственного моряка К.Н.Арцеулова и Ж.И.Арцеуловой, дочери И.К.Айвазовского. Учился в Севастопольском реальном училище, в Морском кадетском корпусе (1906—1908), но по состоянию здоровья был отчислен. В 1904-1908 строит планеры А-1, А-2, А-3. В 1908-1909 гг. учился живописи в студиях Москвы и Санкт-Петербурга.
В 1910 устроился на авиационный завод Щетинина — рабочим в сборочный цех. 12 августа 1910 г. поднял в небо первый моноплан завода — «Россия Б». 7 сентября 1911 года окончил авиационную школу Первого Всероссийского товарищества воздухоплавания «Гамаюн». Затем работал лётчиком-инструктором в Севастопольском аэроклубе.
В сентябре 1912 году призван в армию для прохождения военного ценза в Крымский конный полк. В мае 1913 года произведен в младшие унтер-офицеры, а в августе того же года уволен в запас.
В ноябре 1913 года ему присвоен чин прапорщика.
Участник 1-й мировой войны. Служил в кавалерии, командовал взводом 12-го Белгородского уланского полка. Был награждён тремя орденами, в том числе орденом святой Анны 4-й степени за храбрость. После неоднократных просьб направлен в Севастопольскую школу авиации. 22 июля 1915 года ему присваивают звание «военный лётчик». С 30 июля 1915 служил в 18-м корпусном авиационном отряде, совершил 21 разведывательный полёт.
В начале июня 1916 г. с Е.Н.Крутенем облетал самолет МБбис конструкции Ф.Моска на авиазаводе «Дукс» в Москве.
С 20 июля 1916 года — лётчик 8-го истребительного авиационного отряда, базировавшегося в Белоруссии, под Луцком. Успешно провёл 18 воздушных боёв. Награжден орденом святого Владимира 4-й степени с мечами и бантом.
Осенью 1916 был назначен начальником отделения по подготовке лётчиков-истребителей в Севастопольской школе авиации. Здесь 24 сентября 1916 года Арцеулов впервые в истории русской авиации намеренно ввёл самолёт «Ньюпор-21» в штопор и вывел его из штопора. В дальнейшем эта фигура высшего пилотажа была включена в курс обучения лётчиков-истребителей, что расширило манёвренные возможности самолёта в бою и уменьшило число жертв в авиации.
Февральскую и Октябрьскую революции встретил в Крыму. В 1918 году, выполняя поручение солдатского комитета истребительного отделения, формировал на базе школы 1-й Красный социалистический авиационный отряд. При занятии Крыма Врангелем, как бывший офицер, не явившийся добровольно, был формально мобилизован Врангелем, фактически оставаясь на должности инструктора Качинской авиашколы, числившейся в резерве армии и фактически не действовавшей. Поддерживал отношения с большевистским подпольем. Когда в ноябре 1920 года Красная Армия подошла к Перекопу и начались бои на перешейке, общим собранием солдат был избран начальником лётной части школы, летал для связи с наступающими частями Красной Армии. С приездом командования был официально зачислен в ряды в РККА, оставшись на той же должности.
В декабре 1920 года получил назначение в 1-ю Московскую высшую школу красвоенлётов (на Ходынке), сначала лётчиком-инструктором, а с середины 1921 года — начальником лётной части. Среди его учеников был В.П.Чкалов.
В 1922 году стал председателем планерного кружка при Академии воздушного флота «Парящий полет». 24 июля 1923 года поднял в воздух планер собственной конструкции А-5. На 1-х Всесоюзных планерных испытаниях 1923 года планер А-5 был удостоен главного приза, а летчик Л.А.Юнгмейстер установил на нем рекорд продолжительности полета — 1 час 2 минуты 30 секунд.
15 августа 1923 г. поднял в небо ИЛ-400а конструкции Н.Н.Поликарпова. Из-за чрезмерно задней центровки самолет круто пошел вверх. Никакие усилия не позволили Арцеулову отжать ручку от себя и перевести аппарат в горизонтальный полет. Тогда он выключил двигатель, и самолет плашмя рухнул на землю с высоты нескольких десятков метров. Арцеулов был сильно травмирован.
18 июля 1924 г. поднял в небо ИЛ-400б. В 1926 году участвовал в испытаниях 2Б-Л1 (Б-1) конструкции Л.Д.Колпакова-Мирошниченко.
В составе советской команды участвовал в соревнованиях планеристов в Германии в августе 1925 года.
С 1927 году работает в «Добролете». Ежегодно улетал на Р-1, «Юнкерсе-21», К-4 или Р-5 в экспедиции, где провел аэрофотосъемку для составления более точных карт Предуралья, Западной Сибири, Удмуртии. Проводил съемку в Курганской и Омской областях. В августе 1927 К.К.Арцеулов с фотографом Н.Саранцевым завершил съемку в районе пролегания будущей трассы Турксиба, в Вахшской долине.
Зимой 1930-31 годов он ведет разведку ледовой обстановки в северной части Азовского моря и принимает участие в операции по спасению рыбаков с оторвавшейся льдины. Освоил 50 различных типов самолетов, свыше 6000 часов налета. 10 февраля 1933 года был представлен к званию заслуженного летчика СССР.
13 февраля 1933 был арестован и осуждён к высылке в Архангельск. Работал мотористом на катере. Реабилитирован в 1937 году.
По причине большого перерыва в лётном стаже на военную службу не вернулся. Занялся художественным творчеством. Был членом Союза художников СССР. Оформил более 50 книг, 240 номеров журнала «Техника — молодёжи», где он был ведущим художником, также иллюстрировал журналы «За оборону», «Крылья Родины», «Юный техник», «Моделист-конструктор». Автор панно в главном зале Центрального дома авиации и космонавтики имени М.В.Фрунзе.
Жил в Москве. Умер 18 марта 1980 года. Похоронен в Москве на Новокунцевском кладбище.

Источники информации:

  • «Жизнь Арцеулова» / М.Л.Галлай /
  • Арцеулов Константин Константинович / Красные Соколы /

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *