Фарих Фабио Брунович

1900-1985

Ф.Б.Фарих

Ф.Б.Фарих

Полярный летчик, летчик-испытатель, подполковник.
Родился 7 июня (26 мая — по ст.ст.) 1900 (по документам — 1896) года в Петербурге. В 1916 году окончил Михайловское реальное училище, поступил на курсы шоферов и получил водительские права.
В 1918 году приписал себе в документы 4 года и добровольцем ушел в Красную Армию, принимал участие в Гражданской войне, был санитаром, затем — заместителем начальника санитарного поезда. В конце 1921 года демобилизовался.
В 1923 году поступил механиком в гражданский воздушный флот и в течение пяти лет работал на среднеазиатских воздушных линиях. В 1928 году, окончив Московскую школу бортмехаников, он перевелся на север.
В экипаже опытного полярного пилота М.Т.Слепнева осваивал первую полярную воздушную линию Иркутск — Якутск — Бодайбо. Весной 1930 года их экипаж обследовал предполагаемое место гибели американского самолета на Чукотке, нашли его обломки и тела пилотов. По просьбе американцев Слепнев и Фарих привезли останки погибших летчиков на Аляску.
В ноябре 1930 года окончил Московскую школу Гражданского воздушного флота. Зимой 1931 года на У-2 он впервые пролетел от Красноярска до Дудинки, преодолев за 35 летных часов 4392 км.
В 1931 году работал в отряде по доставке газетных матриц из Москвы.
В феврале 1932 года он открыл на самолете К-5 воздушную трассу Москва-Архангельск-Усть-Цильма.
В 1932 году Фарих получил задание вылететь на о.Вайгач и привезти в Москву начальника экспедиции ОГПУ Ф.Эйхманса. На другой день после вылета из Москвы Р-5 №Л-736 был уже в Усть-Цыльме, но затем густой туман и пурга вынудили пилота совершить посадку в тундре. Лишь спустя 9 дней, когда занесенный снегом самолет разыскали спасатели, Фарих с их помощью смог запустить мотор и продолжить путь. Еще одну вынужденную посадку пришлось совершить, прежде чем самолет 2 мая достиг острова Вайгач. На обратном пути 6 мая произошла авария двигателя, Фарих сумел посадить самолет на лед, но при посадке одна из лыж провалилась в промоину. Летчикам пришлось 2 месяца на небольшом острове ожидать прихода судна.
В феврале 1934 года Фарих получил задание участвовать в спасении участников экспедиции на пароходе «Челюскин», затонувшем в Чукотском море. Но из-за конфликта с командиром эскадрильи Н.П.Каманиным Фабио Брунович был исключен из группы. Тем не менее он совершил труднейший в зимних условиях полет — с мыса Шмидта до острова Врангеля, доставив радиооборудование и радиста.
В 1935—1936 годах он летал в агитэскадрилье им. М.Горького на Сталь-2.
В марте 1936 года Фарих на самолете Г-1 (АНТ-4) Н-120 совершил перелет Москва—Амдерма—Москва.
В феврале—июне 1937 года Фарих на самолете «СССР Н-120» совершил трансарктический перелет по маршруту Москва–Свердловск–Красноярск–Иркутск–Якутск–мыс Шмидта–остров Врангеля–мыс Челюскина–остров Диксон–Амдерма–Архангельск–Москва. На борту самолета, кроме пилота, находилось еще 7 человек: второй пилот В.А.Пацынко, штурман А.П.Штепенко, бортмеханики Чагин и Демидов, помощник начальника политотдела Главсевморпути Басс, оператор Союзкинохроники Ефимов и корреспондент «Правды» Шаров. Продолжительность полета составила 145 летных часов, за это время был проделан путь в 24 000 километров. Впервые самолет пролетел вдоль трассы Северного морского пути в тяжелых зимних условиях, во время полярной ночи. За этот перелет Ф.Б.Фарих был награжден орденом Ленина.
В том же году Фарих стал пилотом Гражданского воздушного флота СССР 1-го класса (3 октября) и получил почётный знак Гражданского воздушного флота «За налёт 1 000 000 километров».
4 октября 1937 года в составе летного отряда Б.Г.Чухновского принимал участие в поисках самолета С.А.Леваневского — на АНТ-6 Н-213 вылетел на Землю Франца-Иосифа. Весной 1938 года поиски были прекращены.
В ноябре 1939 года в начале советско-финской войны майор Фарих был призван в ряды ВВС и занимался подготовкой молодых пилотов. На бомбардировщике ТБ-3 он совершил 20 боевых вылетов.
С 1941 года был летчиком-испытателем авиазавода №84, а потом — авиазавода №89.
В годы Великой Отечественной войны подполковник Фарих совершил восемнадцать боевых вылетов.
В послевоенные годы Фарих продолжал работать на воздушных трассах Арктики — в Ненецком округе перевозил почту, грузы, пассажиров.
В 1947 году за аварию Пе-8 отдан под суд. 1 июля 1948 года он был арестован и осужден по 58 статье на 25 лет исправительно-трудовых лагерей. 26 июля 1956 г. был освобожден, полностью реабилитирован и восстановлен на летной работе. В 1957 году по состоянию здоровья он ушел из воздушного флота. Общий налет составил свыше 8000 часов.
С 1962 по 1975 год работал нормировщиком, а затем сторожем на заводе «Красный металлист».
Умер 2 июня 1985 года в Москве, похоронен на Новодевичьем кладбище.
Награжден орденом Ленина (17.06.1937), орденом Отечественной войны I (1985) и II степени (29.04.1944), орденом Трудового Красного Знамени (08.1934), медалями.

Источники информации:

  • Фарих Фабио Брунович (1896-1985) / Полярная Почта /
  • Танец ворона на тонком льду… / О.Жукова, Гражданская авиация, №8 2006 /
  • Фарих Фабио Брунович (26.05(07.06).1896 — 02.06.1985) / «Российская символика» /

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *