Зинов Игорь Леонидович

род.1958

И.Л.Зинов
И.Л.Зинов

Заслуженный летчик-испытатель РФ (2008), полковник (1995).
Родился 7 июня 1958 г. в городе Белово Кемеровской области в семье дорожных строителей. В 1975 году окончил среднюю школу.
С 1975 года — в армии. В 1979 году окончил Тамбовское ВВАУЛ имени М.М.Расковой.
С 1979 года по 1989 год проходил службу в 108 учебном авиационном полку Челябинского ВВАУШ. За этот период успешно освоил самолет Ту-134Ш, и прошел путь от летчика корабля (правого) до командира учебной авиационной эскадрильи.
В 1992 году окончил командный факультет Военно-воздушной академии имени Ю.А.Гагарина и был назначен заместителем командира 75 отдельного смешанного орденов «Суворова» и «Богдана Хмельницкого» авиационного полка, где прослужил 3 года и параллельно учился в Центре подготовки летчиков-испытателей.
С 1995 года — на летно-испытательной работе в ГЛИЦ,
С 2004 по 2011 год — начальник службы летных испытаний бомбардировочной авиации.
Проводил летные испытания на самолетах стратегической, дальней, морской, специальной, фронтовой бомбардировочной и транспортной авиации. Среди них:

  • государственные совместные испытания самолета Ил-38Н с ППС «Новелла-П-38» по определению основных летно-технических, характеристик устойчивости, управляемости, маневренности, прочности, включая полеты на достижение больших углов атаки αдоп+3º с несимметричной тягой двигателей;
  • государственные летные испытания самолетов Су-24МК и Су-24М2;
  • специальные совместные летные испытания самолета А-40;
  • специальные летные испытания самолета Ту-160 по определению характеристик прерванных и продолженных взлетов с доработанной АБСУ;
  • совместно с летчиком-испытателем КБ Ильюшина Н.Д.Куимовым провел летно-конструкторские испытания самолета Ил-38SD с практическим пуском ракет Х-35Э по морской цели;
  • совместно с шеф-пилотом ТНТК им. Г.М.Бериева Г.Г.Калюжным на Гидроавиасалонах в Геленджике в 2002 и 2004 годах демонстрировал самолет-амфибию А-40 с выполнением полетов с воды…

Освоил более 40 типов самолетов и их модификаций, основные из которых: Ту-160, Ту-95МС, Ту-22М3, Ту-134, Ту-154, Су-24, Ан-26, Ан-72, А-40, А-50, Ил-38Н, Ил-38SD, Ил-18, Ил-20, Ил-22, Ил-76. Провел множество испытательных работ, связанных с боевым применением современных высокоточных средств поражения с самолетов Су-24, Ту-160, Ту-95МС, Ту-22М3, Ил-38SD.
Принимал активное участие в контртеррористической операции на Северном Кавказе, совершив около 100 боевых вылетов.
9 августа 2008 г. во время выполнения боевой задачи на самолете Су-24М в Грузино-Осетинском конфликте в процессе операции по принуждению Грузии к миру, его самолет был сбит ракетой «земля-воздух». При катапультировании штурман экипажа полковник И.В.Ржавитин погиб. В результате огневого воздействия И.Л.Зинов получил термические ожоги лица, правых конечностей, а в результате катапультирования – серьезную травму позвоночника. Врачи не верили, что после таких травм можно вернуться на летно-испытательную работу. Вопреки мрачным прогнозам, уже через 5 месяцев Зинов прошел врачебно-летную комиссию и был допущен к полетам.
С 2011 года — в запасе.
С 2012 года — лётчик-испытатель Лётно-испытательного центра Публичного акционерного общества «Авиационный комплекс им. С.В.Ильюшина».
Поднял в небо Ил-96-400М (01.11.2023, второй пилот), Ил-114-300 (2-й опытный, 31.03.2024, второй пилот). Освоил все типы и модификации самолетов Ил-76, Ил-18, Ил-20, Ил-38, Ил-96-300, Ил-96-400. Провел в качестве ведущего летчика-испытателя более 70 программ летных испытаний авиационной техники, в том числе полный цикл летно-конструкторских испытаний самолетов Ил-38Н, Ил-20М, Ил-76МД-М, принимал активное участие в испытаниях самолетов Ил-76МД-90А, Ил-96-300ПУ, Ил-96-400ПУ, Ил-76 различных модификаций, Ил-38SD.
В декабре 2015 г. в составе экипажа (КВС — летчик-испытатель КБ Ильюшина Д.А.Комаров) в качестве второго пилота выполнил перегон самолета Ил-76МД индийских ВВС с авиабазы Дум-Дума (штат Ассаам, Индия) на аэродром Раменское. Из-за грубой посадки, совершенной индийским экипажем, с самолета были демонтированы передние основные ноги шасси (трехстоечный вариант). Решением главного конструктора был ограничен максимальный взлетный и посадочный вес, шасси в полете не убиралось, посадка должна была выполняться на ВПП длиной не менее 3-х километров. Всего в процессе перелёта было выполнено 7 уникальных посадок. 2 февраля 2016 г., уже в качестве командира ВС, И.Л.Зиновым выполнена посадка на аэродроме Старая-Русса, где длина ВПП составляла всего лишь 2002 м.
28 апреля 2018 года на самолете Ил-38SD совместно с летчиком-испытателем КБ Ильюшина В.М.Иринарховым выполнил посадку на бетонную ВПП аэродрома Раменское без передней ноги шасси. Благодаря профессионализму летчиков, в результате аварийной посадки никто из членов экипажа не пострадал. Возгорания самолета не произошло. Самолет получил незначительные повреждения. Аэропорт в Жуковском временно ограничил прием рейсов, однако в скором времени возобновил свою работу в штатном режиме. Оба лётчика награждены почетными медалями имени С.В.Ильюшина.
Имеет общий налет более 6500 часов, из них на испытания более 1500.
В настоящее время продолжает работу в ПАО «Ил», проживает в городе Москве.
Награжден орденами За военные заслуги, Мужества, Александра Невского (11.03.2020) и За заслуги перед отечеством IV степени.

Источники информации:

Оставьте комментарий