Грибовский Владислав Константинович

Советский военный летчик и авиаконструктор, полковник.
Родился 7 сентября 1899 года в г.Санкт-Петербург. В 1909 году воспитанник Гатчинского сиротского интерната десятилетний Владислав Грибовский побывал с экскурсией на аэродроме, с тех пор и заболел авиацией. Он читал все, что попадалось о воздухоплавании и крылатых машинах, строил модели, помогал механикам на аэродроме. В 1919 году хотел поступить в авиашколу, но не получилось.
С октября 1919 года — в армии. Окончил Петроградские артиллерийские курсы командного состава РККА, Егорьевскую теоретическую школу летчиков (1921), затем продолжал учебу в Севастопольской (Кача) и Московской летных школах. За три года прошел полный курс по тому времени высшей летной подготовки и стал летчиком-истребителем. Тогда же в счет отпуска поехал в Крым, на II Всесоюзные планерные соревнования (ВПС) (1924). В числе первых десяти советских планеристов получил звание «паритель».
В 1924 в Киеве спроектировал свой первый планер Г-1. На III ВПС после непродолжительных пробных полетов 22 сентября 1925 планер Г-1 сильным порывом ветра был вырван из рук стартовой команды и выведен из строя.
Грибовский становится инструктором Серпуховской школы летчиков. Здесь в школьных мастерских в 1927 он строит второй планер собственной конструкции. На рекордном планере Г-2 Грибовский выполнил ряд удачных полетов на IV ВПС. Следующий планер Г-6 был построен в 1928 уже в Оренбурге, куда ВАШЛ была переведена из Серпухова. Здесь же строится планер Г-7 (1929), ставший одним из лучших планеров VI ВПС как по летным данным, так и по устойчивости и управляемости. На планере Г-7 известный летчик и планерист В.А.Степанченок в 1929 году установил всесоюзный рекорд продолжительности полета, продержавшись в воздухе свыше десяти часов.
В начале 1930 года Грибовского назначают начальником Московской школы летчиков Осоавиахима. По его инициативе был создан широко известный Тушинский аэродром, а на базе школы в дальнейшем образовался Центральный аэроклуб Осоавиахима. Осенью 1931 года в Тушине были проведены опытные буксировки планера Г-2бис, и в том же году построен пилотажно-буксировочный планер Г-9. Запущенный в серийное производство, он до войны оставался одним из основных учебно-тренировочных планеров. На нем установлено несколько рекордов, проводились экспериментальные полеты. Так, мастер планеризма Н.Я.Симонов выполнил на Г-9 подряд 300 петель Нестерова и 10 переворотов через крыло. В 1931 году в мастерских Московской школы Осоавиахима Грибовский построил удачный одноместный спортивно-тренировочный моноплан Г-8. Этот маленький самолет, взлетным весом всего 483 кг с двигателем в 60 л.с., развивал скорость 150 км/ч и достигал высоты 3.000 м. На этом самолете летчик Д.А.Кошиц осенью 1932 года выполнил большой перелет по десяти городам страны, общей протяженностью в 4500 км.
В 1932 году Грибовский переходит работать в Московское конструкторское бюро (МКБ) Осоавиахима, а через год становится его начальником. Под руководством Грибовского были построены первые советские гидропланеры Г-12 и Г-16. На Г-16 впервые осуществлен взлет с воды на буксире за самолетом Ш-2. Интересным был и двухместный пилотажно-буксировочный планер Г-14. С ним проводились опыты высотной буксировки методом «цепочки». На его базе на заводе «Авиахим» впервые в мире создан планер «летающая цистерна» Г-14 ЦЛ-2А для дальних полетов с дозаправкой в воздухе самолета-буксировщика из планера. В 1936 на Г-14 была установлена и испытана первая в СССР герметическая кабина конструкции А.Я.Щербакова.
Хорошими машинами были спортивно-туристский Г-15 и одноместные Г-22 и Г-23. На самолете Грибовского Г-22 летчица Е.Медникова в июле 1938 года установила мировой рекорд скорости (165 км/час), а летчик И.Гродзянский на Г-23 — рекорд высоты (7266 м) для самолетов легкой весовой категории.
Среди легкомоторных спортивных самолетов Грибовского наибольший успех выпал на долю крылатой машины Г-20, построенной в 1935 году. При двигателе М-11 в 100 л.с. самолет показал скорость 210 км/ч и потолок до 4.000 м. В 1937 году на нем был установлен двигатель в 150 л.с. и летчики аэроклубов стали свободно выполнять все фигуры высшего пилотажа.
В 1938 году на базе Московского конструкторского бюро и планерного завода создается опытный отдел и Грибовский становится его руководителем. Здесь были спроектированы и построены его последние самолеты в Осоавиахиме: скоростной Г-26 и двухмоторный тренировочный Г-27, предназначенный для тренировок экипажей только что принятых на вооружение скоростных бомбардировщиков СБ и ДБ-3. Несмотря на то, что самолет по взлетной массе не превосходил У-2, он имел двухместную кабину летчиков, застекленную носовую штурмана, бомболюк. Машина обладала достаточно высокими летными характеристиками для легкомоторного самолета, но оказалась весьма строгой в пилотировании, что для учебно-тренировочного самолета являлось серьезным недостатком. Конструктору предложили в ходе доводки устранить недостаток, но он не успел этого сделать.
В начале 1939 года планерный завод закрыли. В марте 1940-го Владислава Константиновича назначили главным конструктором вновь созданного ОКБ-28, а уже 22 мая следующего года под его руководством был создан тренировочный истребитель Гр-28 «Кречет» (ТИ-28). В соответствии с назначением самолета кабина летчика имела оборудование, необходимое для совершенствования техники пилотирования не только днем, но и ночью. Для отработки навыков стрельбы и бомбометания был установлен синхронный пулемет ШКАС, фотокинопулемет и колиматорный прицел. На балках под крылом могли подвешиваться бомбы калибром до 40 кг. Взлетный вес самолета находился в пределах 1.157 кг. При мощности двигателя 240 л. с. он развивал максимальную скорость 303 км/ч на высоте 1.600 м, имел потолок 6.600м. Однако из-за начавшейся войны этот удачный и очень нужный для ВВС самолет так в серию и не пошел.
С началом войны ОКБ получило срочное задание разработать 11-местный десантный планер. На выполнение его Грибовский попросил… два месяца. Не поверив ему, заместитель наркома авиационной промышленности А.С.Яковлев потребовал от него письменное ручательство, которое Владислав Константинович немедленно выдал. Интенсивная работа над планером, получившим обозначение Гр-29 (в серии — Г-11), началась 7 июля, а 2 сентября состоялся первый его вылет. Через неделю испытаний было принято решение о серийном выпуске крылатой машины. Сразу после окончания испытаний, 28 сентября 1941 года Грибовский выехал на завод № 471 (г.Шумерля), а его заместитель Ландышев — на завод № 394 (пос.Козловка). 18 октября в Шумерлю прибыл первый эшелон с «хозяйством» ОКБ-28, а уже 7 ноября здесь собрали первый головной десантный планёр. До конца года завод № 471 изготовил 10 серийных аппаратов, которые по количеству перевозимых десантников получили обозначение Г-11. Производство Г-11 нарастало вплоть до июня 1942 года, когда выяснилось, что военные попросту не готовы к приему большого числа десантных планёров. Не хватало самолётов-буксировщиков и пилотов-планеристов. Так как хранение планёров в течение длительного времени не предусматривалось, их нахождение под открытым небом могло привести к снижению прочности и надежности. В результате производство Г-11 в 1942 году прекратили, личный состав ОКБ-28 присоединили к техперсоналу завода № 471, переориентированного на производство самолётов Як-6, а Грибовский убыл в распоряжение Наркомата авиапромышленности. Всего до прекращения выпуска в 1942 году завод № 471 выпустил 127 Г-11 (плюс 11 в 1941 году), а завод № 494 ? 170 планёров. Таким образом, суммарный выпуск к осени 1942 года составил 308 экземпляров Г-11. В конце 1943 года производство планеров восстановили на заводе №463 в Рязани, где Грибовского назначили Главным конструктором, а с 1947 — директором завода. Г-11 применялся в ряде операций Великой Отечественной войны, хорошо зарекомендовал себя при снабжении белорусских партизан и при высадке десанта под Киевом. Серийное производство планера продолжалось до 1948 года.
В связи с ликвидацией КБ Грибовский подает в отставку и в звании полковника в декабре 1948 г. увольняется в запас. Всего в период с 1925 по 1942 год им было создано 17 планеров и 20 самолетов.
Умер 9 мая 1977 года.
Награжден орденом Ленина (02.03.1945), орденом Красной Знамени (03.11.1944), медалями.

Литература:

  • КОНСТРУКТОР ГРИБОВСКИЙ И ЕГО САМОЛЕТЫ / В.Газенко, Красная звезда (Москва), 25.10.1997 /
  • «Самолеты страны Советов» / «Multimedia service», 1998, CD-ROM /
  • Планеры СССР / А.П.Красильщиков, М.: Машиностроение, 1991 /

Написать ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *