Гуревич Михаил Иосифович

М.И.Гуревич
М.И.Гуревич

Герой Социалистического Труда (12.07.1957), авиаконструктор, доктор технических наук (1964).
Родился 12 января 1893 (31.12.1892 — ст.ст.) года в деревне Рубанщина ныне Суджанского района Курской области в семье рабочего. Еврей. В 1910 году с серебряной медалью окончил гимназию в городе Ахтырка Харьковской губернии. Поступил в Харьковский университет на математический факультет, но через год был отчислен за активное участие в акциях протеста против политики самодержавия.
В 1912 году уехал во Францию и поступил на факультет математики в университет Монпелье. Летом 1914 года приехал домой на каникулы, но из-за начала войны не смог вернуться в университет. В 1917 году продолжил учёбу в Харьковском технологическом институте, здесь заинтересовался авиацией. Активно участвовал в работе «Общества авиации и воздухоплавания Украины и Крыма», проектировал и изготавливал свои первые изделия – планеры «Бумеранг» и «Аист».
В 1925 году окончил самолётостроительный факультет Харьковского технологического института, начинает работать инженером-конструктором в Харьковском отделении общества «Тепло и сила». Не найдя работу по специальности уехал в Москву.
В 1929 году начал работать в конструкторском бюро на заводе «Десятилетие Октября», затем — инженером-конструктором в КБ Поля Эме Ришара (ОПО-4). Участвовал в проектировании гидросамолёта ТОМ-1. С 1931 года в ЦКБ, в бригаде Кочергина, занимался штурмовиком «ТШ-3».
С начала 1936 г. по лето 1937 г. в составе советской авиационной делегации был в служебной командировке в США на авиационных заводах Дугласа и Мартина в Балтиморе. Участвовал в закупке лицензии на производство в СССР американских самолётов «Дуглас ДС-3».
С апреля по декабрь 1938 года он главный конструктор ОКБ-1 завода № 84 (Химки), осваившего производство Ли-2.
В марте 1939 года nереведен на завод № 1 в ОКБ Н.Н.Поликарпова. Возглавлял бригаду эскизного проектирования, работал над несколькими опытными самолетами, в том числе над «И-200».
Переведен в созданный в декабре 1939 года на заводе № 1 Особый конструкторский отдел (ОКО) на базе поликарповского КБ во главе с А.И.Микояном, став его заместителем.
В 1940 году А.И.Микоян и М.И.Гуревич создали истребитель МиГ-1 («Микоян и Гуревич»), а затем его модификацию МиГ-3. В 1940—1941 годах МиГ-3 строился большой серией и принимал участие в боях первого периода Великой Отечественной войны.
В 1940-1957 — зам. главного конструктора, в 1957-1964 главный конструктор в ОКБ Микояна.
В годы войны участвовал в создании опытных самолётов, после войны — в разработке скоростных и сверхзвуковых фронтовых истребителей, многие из которых длительное время изготовлялись большими сериями и находились на вооружении.
С 1947 года руководил разработкой и созданием в ОКБ управляемых крылатых ракет. Участвовал в создании катапультных кресел.
Дальний высотно-скоростной разведчик МиГ-25Р и перехватчик МиГ-25П стали последними самолётами, спроектированными и построенными под руководством М.И.Гуревича.
В 1964 году по состоянию здоровья конструктор ушёл на заслуженный отдых. Последние годы жил в городе Ленинграде (ныне – Санкт-Петербург). Скончался 25 ноября 1976 года. Похоронен на Серафимовском кладбище в Санкт-Петербурге.
Награждён 4 орденами Ленина (31.12.1940; 03.02.1953; 20.04.1956; 12.07.1957), 2 орденами Трудового Красного Знамени (02.07.1945; 08.01.1963), орденом Красной Звезды (08.09.1941), медалями.
Лауреат Ленинской премии (1963), Сталинской (Государственной) премии 1-й степени (1941, 1947, 1948, 1952, 1953) и 2-й степени (1949).
В Москве на доме, где он жил, установлена мемориальная доска.

Написать ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *