Ивченко Александр Георгиевич

А.Г.Ивченко
А.Г.Ивченко

Герой Социалистического Труда (22.11.1963), конструктор авиационных двигателей.
Родился 23 (10 — ст.ст.) ноября 1903 года в городе Большой Токмак Таврической губернии (ныне город Токмак Запорожской области, Украина) в семье рабочего. Украинец. Окончил школу.
C 1920 года работал учеником литейщика, литейщиком, мастером, начальником цеха на заводе «Красный прогресс» в Большом Токмаке.
В 1935 году окончил Харьковский механико-машиностроительный институт по специальности «Двигатели внутреннего сгорания». Трудовую деятельность начал инженером по сборке и испытанию авиационных двигателей на заводе №29 имени Баранова в городе Запорожье. В дальнейшем был переведен в отдел главного конструктора, сначала конструктором, а затем начальником конструкторской бригады.
В 1938 году назначен ведущим конструктором двигателя М-89, который устанавливался на самолеты Су-2 и ДБ-3Ф. После запуска двигателя в серийное производство назначен заместителем начальника серийно-конструкторского бюро.
После начала Великой Отечественной войны в 1941 году завод эвакуируется в город Омск. Ивченко назначается начальником серийно-конструкторского бюро, а затем – заместителем главного конструктора. В годы войны основной продукцией завода был двигатель АШ-82ФН, который устанавливался на самолеты Ла-5 и Ту-2.
5 мая 1945 года приказом народного комиссариата авиационной промышленности было образовано опытно-конструкторское бюро № 478 с размещением его в городе Запорожье. Начальником бюро был назначен А.Г.Ивченко. Руководителем этого коллектива (с 1946 года – завод № 478, с 1963 года – Государственное союзное опытно-конструкторское бюро № 478) он был на протяжении более 20 лет. За это время под руководством А.Г.Ивченко разработано целое семейство поршневых (АИ-26, АИ-10, АИ-12, АИ-14Р) и газотурбинных авиационных двигателей (АИ-4Г, АИ-26ГР, АИ-26В, АИ-14В, АИ-7, АИ-24В, ТВ-2ВК, АИ-20К, АИ-20Д, АИ-20М, АИ-24) высочайшего технического уровня, создан АИ-25 — один из первых в СССР двухконтурный турбореактивный двигатель для самолета Як-40.
Для нужд народного хозяйства опытно-конструкторское бюро разработало десятки двигателей для различных механизмов и транспортных средств, среди которых бензопила «Дружба», аэросани, суда на подводных крыльях «Тайфун» и «Буревестник», суда на воздушной подушке «Сормович» и «Радуга».
Турбовинтовые самолеты с двигателями АИ-20, АИ-24 и турбореактивные с двигателем АИ-25 по сей день эксплуатируются во многих странах мира.
Ивченко вел большую научную работу. Он был членом научно-технического совета при Государственном Комитете по авиационной технике при Совете Министров СССР, членом научно-технического совета Главного управления Гражданского Воздушного флота СССР, членом Координационного комитета по авиационной технике, членом постоянной комиссии научно-технического совета Академии наук УССР по турбинным силовым установкам.
Жил в городе Запорожье. Умер 30 июня 1968 года. Похоронен на Южном кладбище в Запорожье.
Доктор технических наук (ноябрь 1962).
Действительный член Академии наук УССР (июнь 1964).
Лауреат Ленинской (1960) и Сталинской (1948) премий.
Депутат Верховного Совета Украинской ССР 2-го созыва (1947-1951).
Награжден 2 орденами Ленина (22.11.1963, 22.07.1966), 3 орденами Трудового Красного Знамени (16.09.1945, 23.01.1948, 12.07.1957), орденом Красной Звезды (29.04.1944), медалями.
28 октября 1968 году Запорожскому авиационному техникуму Постановлением Совета Министров Украинской ССР присвоено имя академика А.Г.Ивченко. В 1998 году на здании техникума (ныне колледж) установлена мемориальная доска. В 1994 году постановлением Кабинета Министров Украины конструкторскому бюро «Прогресс» присвоено имя А.Г.Ивченко. В 2003 году на территории конструкторского бюро установлен памятник Герою. Мемориальные доски установлены в Харькове на зданиях Харьковского Национального университета, где учился А.Г.Ивченко и Харьковского Национального авиационного университета, в Запорожье — на здании Запорожского Национального технического университета.

Написать ответ

Ваш адрес email не будет опубликован.