Симонов Михаил Петрович

М.П.Симонов
М.П.Симонов

Герой Российской Федерации (25.09.1999), авиаконструктор.
Родился 19 октября 1929 года в городе Ростов-на-Дону в семье учителей. В 1933 году с родителями уехал в подмосковный поселок Быково, затем в Алма-Ату, куда после аспирантуры получил распределение отец. После войны Симоновы переехали в родные края, город Каменск-Шахтинский Ростовской области. Окончил среднюю школу.
В 1947 году поступил в Новочеркасский политехнический институт по специализации «проектирование и эксплуатация автомобилей». К третьему курсу он уже был сталинским стипендиатом. Активно занимался велосипедным спортом — шоссейными гонками, даже попал в студенческую сборную РСФСР. Но интерес к авиации не прошёл, и в 1951 году студент Симонов по собственной просьбе был зачислен в Казанский авиационный институт, на четвёртый курс самолётостроительного факультета. Окончив институт в 1954 году, остался там работать. Был заведующим лабораторией, ассистентом кафедры конструкций самолётов.
В 1959 году М.П.Симонов стал инициатором создания ОКБ спортивной авиации при Казанском авиационном институте, где был главным конструктором и одновременно инструктором и лётчиком-буксировщиком авиаспортклуба. В ОКБ спортивной авиации под руководством Симонова были созданы первые в СССР цельнометаллические рекордные планёры КАИ-11, КАИ-12, КАИ-14, КАИ-17, КАИ-19. Симонов не только проектировал планёры, но и летал и на спортивных самолётах, и практически на всех планёрах, которыми располагал Советский Союз. В 1969 году был переведён в Москву, работал первым заместителем главного конструктора Долгопрудненского КБ автоматики, а с 1970 года — первым заместителем главного конструктора Таганрогского авиационного завода и начальник Ухтомского филиала этого завода.
В 1970-1979 годах работал в московском ОКБ имени П.О.Сухого Министерства авиационной промышленности СССР заместителем главного конструктора, главным конструктором. Руководил лётными испытаниями и доводкой опытного самолёта Т-6, будущего фронтового бомбардировщика Су-24. В начале 1975 года М.П.Симонов был назначен главным конструктором проекта Т-10, будущего истребителя Су-27. В 1976 году в числе других сотрудников КБ за создание Су-24 удостоен Ленинской премии.
В 1979 году из-за конфликта с генеральным конструктором ОКБ имени П.О.Сухого Е.А,Ивановым Симонова перевели на работу в Министерство авиационной промышленности СССР на должность заместителя министра по науке и новой технике. Он уделил особое внимание созданию авиационных боевых комплексов и, особенно, построению авиационного бортового комплекса оборудования. В 1981 году выезжал в Афганистан для оказания технической помощи по эффективному применению штурмовиков Су-25.
В январе 1983 года  назначен генеральным конструктором ОКБ имени П.О.Сухого (в 1995-1999 одновременно генеральный директор ОКБ). Под его руководством и при непосредственном участии созданы боевые самолёты различного назначения Су-27, Су-30, Су-33, Су-34, Су-35 и их многочисленные модификации, спортивно-пилотажные самолёты Су-26, Су-29, Су-31, пассажирский самолёт С-80, экспериментальный самолёт с обратной стреловидностью крыла Су-47 «Беркут», а также другие типы самолётов.
К 1995 году в корпорацию входили 32 предприятия, в том числе АО «ОКБ им. Сухого» и авиационные заводы Комсомольска-на-Амуре, Иркутска и Новосибирска. В 21 стране мира эксплуатировалось более 2,5 тысяч самолетов марки «Су». ВВС России были укомплектованы этими самолётами на 70 процентов.
Руководил ОКБ им П.О.Сухого до последних дней жизни, входил в совет директоров ОАО «Компания «Сухой»».
Жил в городе Москве. Скончался 4 марта 2011 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище Москвы.
Лауреат Ленинской премии (1976) и нескольких Государственных премий Российской Федерации. Доктор технических наук, профессор Московского авиационного института, действительный член Международной и Российской инженерных академий, Российской академии авиации и воздухоплавания.
Награждён орденом Трудового Красного Знамени (02.02.1982), медалями.
В Москве на доме, в котором жил Герой, открыта мемориальная доска.

Написать ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *