CF-105 Arrow

История создания

Схема сборки Arrow

Описание самолета. Самолет CF-105 разрабатывался как перехватчик дальнего действия (что обусловлено обширностью территории Канады) для выполнения заданий в трудных атмосферных условиях дня и ночи.
Это потребовало применения сложного и объемного электронного оборудования, а также емкой топливной системы, что превратило «Эрроу» в самый большой и самый тяжелый истребитель 50-х годов.
CF-105 представляет собой двухместный, двухдвигательный высокоплан с треугольным крылом, построенный по схеме без горизонтального оперения. Крыло с углом стреловидности передней кромки 62° имеет относительную толщину профиля, меньшую в корневых частях (3,5%), большую в концевых (3,8%) и отклоненный вниз носок (от 8° в околофюзеляжных частях до 4° в концевых). Для уменьшения длины главных стоек шасси консоли крыла имеют отрицательный угол поперечного V (-4°), а для улучшения характеристики обтекания передняя кромка выполнена с геометрическим уступом, что позволило увеличить хорду консольных частей крыла на 10°. Выбранная схема высокоплана позволяет без особых затруднений заменять двигатели и вооружение, не подвергая модификации основную конструкцию планера. Управление осуществляется с помощью отдельных рулей, выполняющих роль элеронов (в консольных частях крыла) и руля высоты. Вертикальное оперение — классическое. Шасси — трехстоечное, со спаренными колесами.
Двигатель "Ирокез"Колеса передней стойки — спаренные, а главных — сдвоенные по системе тандем. Фюзеляж самолета выполнен в соответствии с правилом площадей и оборудован контейнером с тормозным парашютом, а также подфюзеляжными тормозными щитками.

Двигательная установка. На опытном образце Mkl использовались два турбореактивных двигателя J75 фирмы «Пратт-Уитни» с тягой 7485 кГ без форсирования и 10886 кГ с форсированием каждый. Серийные самолеты предполагалось оснастить двигателями канадского производства «Ирокез» Р-13 тягой 9000 кГ без форсирования и 13600 кГ с форсированием. Их разработка была начата в 1953 г. AVRO Gas Turbine Division (позднее — фирма Orenda Engines). В сентябре 1953 проект был одобрен советом конструкторов Hawker Siddley Group.
Воздухозаборники — боковые, индивидуальные для каждого двигателя, регулируемые с вертикальным клином.

Вооружение. Система вооружения для Arrow должна была разработана Hughs Airraft Company, которая уже выполнила такую работу для CF-100 Canuck. ВВС Канады хотели перспективную систему Hughes MX-1179 и ракеты, более совершенные, чем предлагаемые Falcon.
Вооружение серийной модели должны были составлять 8 ракет Спэрроу (Sparrow) класса «воздух-воздух», расположенные во внутреннем отсеке вооружения.

Описание
Разработчик Avro Aircraft Limited (Avro Canada)
Обозначение CF-105 CF-105
Кодовое наименование НАТО Arrow Mk.I Arrow Mk.II
Тип всепогодный дальний истребитель-перехватчик
Экипаж, чел. 2
Геометрические и массовые характеристики
Длина самолета, м 23,71 26,07
Высота самолета, м 6,48
Размах крыла, м 15,24 15,24
Площадь крыла, м2 113,93 134
Вес пустого, кг 22215 20385
Взлетная масса, кг номинальная 26000 (25821) 28281
максимальная 29484 (31077) 31187
Максимальная посадочная масса, кг 28025
Удельная нагрузка на крыло, кг/м2 номинальная 180
максимальная 205
при посадке 170
Отношение массы самолета к тяге на форсаже, кг/даН номинальная 1,21
максимальная 1,38
Запас топлива, л 1100 1250
Силовая установка
Число двигателей 2 2
Двигатель ТРДФ PW J-75 P-5 Orenda PS-13 Iroquois
Тяга двигателя, кгс (кН) максимал 7485 (73,40) 9000 (88,26)
на форсаже 10886 (106,75) 13600 (133,37)
Летные данные
Скорость, км/ч (М=) максимальная на высоте 15 км 1600 2500 (2,35)
«боевая» (1,5) (1,5)
крейсерская (0,92) (0,92)
взлетная 315
посадочная 205
Скороподъемность, м/мин на уровне моря 11,7 13,6
на высоте 12 км 5,0 6,2
Практический потолок, м 16165 17842 (21300-проект)
Максимальная дальность, км 2400
Радиус действия, км на большой скорости 925
максимальный 1266
Длина разбега, м 914
Вооружение
УР «воздух-воздух» 8 Falcon или Sparrow
Схема Arrow (Э.Цихош)  
Носовая часть Arrow в музее"Линейка смерти" - разобранные Arrow

Источники информации:

  1. «Сверхзвуковые самолеты» / Э.Цихош /
  2. «Vojenska letadla» / Vaclav Nemecek, Praha, 1982 /
  3. The Avro Arrow
  4. Avro Canada CF-105 Arrow
  5. Avro Canada CF-105 «Arrow» / VAM /