Описание самолета. Самолет CF-105 разрабатывался как перехватчик дальнего действия (что обусловлено обширностью территории Канады) для выполнения заданий в трудных атмосферных условиях дня и ночи.
Это потребовало применения сложного и объемного электронного оборудования, а также емкой топливной системы, что превратило «Эрроу» в самый большой и самый тяжелый истребитель 50-х годов.
CF-105 представляет собой двухместный, двухдвигательный высокоплан с треугольным крылом, построенный по схеме без горизонтального оперения. Крыло с углом стреловидности передней кромки 62° имеет относительную толщину профиля, меньшую в корневых частях (3,5%), большую в концевых (3,8%) и отклоненный вниз носок (от 8° в околофюзеляжных частях до 4° в концевых). Для уменьшения длины главных стоек шасси консоли крыла имеют отрицательный угол поперечного V (-4°), а для улучшения характеристики обтекания передняя кромка выполнена с геометрическим уступом, что позволило увеличить хорду консольных частей крыла на 10°. Выбранная схема высокоплана позволяет без особых затруднений заменять двигатели и вооружение, не подвергая модификации основную конструкцию планера. Управление осуществляется с помощью отдельных рулей, выполняющих роль элеронов (в консольных частях крыла) и руля высоты. Вертикальное оперение — классическое. Шасси — трехстоечное, со спаренными колесами.
Колеса передней стойки — спаренные, а главных — сдвоенные по системе тандем. Фюзеляж самолета выполнен в соответствии с правилом площадей и оборудован контейнером с тормозным парашютом, а также подфюзеляжными тормозными щитками.
Двигательная установка. На опытном образце Mkl использовались два турбореактивных двигателя J75 фирмы «Пратт-Уитни» с тягой 7485 кГ без форсирования и 10886 кГ с форсированием каждый. Серийные самолеты предполагалось оснастить двигателями канадского производства «Ирокез» Р-13 тягой 9000 кГ без форсирования и 13600 кГ с форсированием. Их разработка была начата в 1953 г. AVRO Gas Turbine Division (позднее — фирма Orenda Engines). В сентябре 1953 проект был одобрен советом конструкторов Hawker Siddley Group.
Воздухозаборники — боковые, индивидуальные для каждого двигателя, регулируемые с вертикальным клином.
Вооружение. Система вооружения для Arrow должна была разработана Hughs Airraft Company, которая уже выполнила такую работу для CF-100 Canuck. ВВС Канады хотели перспективную систему Hughes MX-1179 и ракеты, более совершенные, чем предлагаемые Falcon.
Вооружение серийной модели должны были составлять 8 ракет Спэрроу (Sparrow) класса «воздух-воздух», расположенные во внутреннем отсеке вооружения.
Описание | |||
---|---|---|---|
Разработчик | Avro Aircraft Limited (Avro Canada) | ||
Обозначение | CF-105 | CF-105 | |
Кодовое наименование НАТО | Arrow Mk.I | Arrow Mk.II | |
Тип | всепогодный дальний истребитель-перехватчик | ||
Экипаж, чел. | 2 | ||
Геометрические и массовые характеристики | |||
Длина самолета, м | 23,71 | 26,07 | |
Высота самолета, м | 6,48 | ||
Размах крыла, м | 15,24 | 15,24 | |
Площадь крыла, м2 | 113,93 | 134 | |
Вес пустого, кг | 22215 | 20385 | |
Взлетная масса, кг | номинальная | 26000 (25821) | 28281 |
максимальная | 29484 (31077) | 31187 | |
Максимальная посадочная масса, кг | 28025 | ||
Удельная нагрузка на крыло, кг/м2 | номинальная | 180 | |
максимальная | 205 | ||
при посадке | 170 | ||
Отношение массы самолета к тяге на форсаже, кг/даН | номинальная | 1,21 | |
максимальная | 1,38 | ||
Запас топлива, л | 1100 | 1250 | |
Силовая установка | |||
Число двигателей | 2 | 2 | |
Двигатель | ТРДФ PW J-75 P-5 | Orenda PS-13 Iroquois | |
Тяга двигателя, кгс (кН) | максимал | 7485 (73,40) | 9000 (88,26) |
на форсаже | 10886 (106,75) | 13600 (133,37) | |
Летные данные | |||
Скорость, км/ч (М=) | максимальная на высоте 15 км | 1600 | 2500 (2,35) |
«боевая» | (1,5) | (1,5) | |
крейсерская | (0,92) | (0,92) | |
взлетная | 315 | ||
посадочная | 205 | ||
Скороподъемность, м/мин | на уровне моря | 11,7 | 13,6 |
на высоте 12 км | 5,0 | 6,2 | |
Практический потолок, м | 16165 | 17842 (21300-проект) | |
Максимальная дальность, км | 2400 | ||
Радиус действия, км | на большой скорости | 925 | |
максимальный | 1266 | ||
Длина разбега, м | 914 | ||
Вооружение | |||
УР «воздух-воздух» | 8 Falcon или Sparrow |
Источники информации:
- «Сверхзвуковые самолеты» / Э.Цихош /
- «Vojenska letadla» / Vaclav Nemecek, Praha, 1982 /
- The Avro Arrow
- Avro Canada CF-105 Arrow
- Avro Canada CF-105 «Arrow» / VAM /