J-10 (F-10)

многоцелевой истребитель

Модель J-10
В начале 1990-х годов в Китае развернулись работы по созданию истребителя нового поколения, по своему боевому потенциалу приближающегося к таким самолетам, как «Рафаль», EF2000 или МиГ-29М. Первоначально самолет обозначался как J-10 «Дзяньбинь» («Дозорный», или «Цзян-10»), на Западе получил обозначение F-10. Проект имел еще обозначение «8810», или «Проект №10».
Столь сложную задачу в КНР могли решить лишь в кооперации с зарубежными фирмами, владеющими наиболее современными технологиями самолетостроения.
При создании этой машины возник, пожалуй, наиболее необычный международный симбиоз, объединяющий китайских, российских и израильских специалистов.
За основу конструкции нового китайского истребителя был взят израильский самолет IAI «Лави», работы над которыми в Израиле были прекращены под давлением США в 1987 году.
Китайцы и израильтяне всегда отрицали контакты по программе «Лави». Но «в 1986 году группа израильских экспертов в области военного авиастроения довольно долго находилась в городе Чэнду, где находится исследовательская и производственная база новых китайских истребителей» — говорит Андрей Чан, на чьи слова ссылается агентство РИА «Новости».
Считается, что в работах по «проекту №10» непосредственно участвовала группа из 20 израильских специалистов. По свидетельству некоторых источников информации, фирма «Израиль эйкрафт индастриз» в середине 80-х годов даже подумывала о создании постоянного представительства в Китае. Это сотрудничество не могло не нервировать Вашингтон, и в начале 1995 года министр обороны США Уильям Перри прямо потребовал от Израиля прекратить сотрудничество с Китаем в данной программе. По линии спецслужб, как считают эксперты, Израиль передал Китаю чертежи по истребителю «Лави», и на этом сотрудничество прекратилось.
Но китайцы не планировали слепо копировать «Лави». Они тщательно изучали аэродинамику самолета и интегральные технические решения, которые были на нем использованы. Мощный толчок программе создания китайского истребителя J-10 придала активизация военно-технического сотрудничества с Россией. Китайцы были заинтересованы в первую очередь в авиадвигателе АЛ-31Ф, которым оснащались современные самолеты Су-27. Этот выбор был продиктован и тем обстоятельством, что самолеты этого типа с 1993 года уже поставлялись в Китай, и была достигнута договоренность о лицензионном производстве 200 машин.

В 1993 году китайцы создали цельнометаллический макет истребителя. Он был разработан как однодвигательный самолет по схеме «утка» с треугольным крылом и однокилевым вертикальным оперением. Истребитель весьма напоминал израильский «Лави». Истребитель должен был иметь хорошую аэродинамику как на сверхзвуковых, так и на дозвуковых скоростях, иметь большой потенциал для модернизации не только как истребитель-перехватчик и истребитель завоевания превосходства в воздухе, но и как ударный самолет для атаки наземных и морских целей.
Первая информация в западных СМИ о разработке в Китае самолета, напоминающего Еврофайтер EF2000 или Дассо «Рафаль», появилась в 1994 году.
В конце 1995 года было официально заявлено об участии России в программе создания J-10. В связи с этим значительно поменялся внешний облик J-10. Сообщалось, что свои наработки по схеме «утка» китайцам предоставило ОКБ им. Микояна, а ОКБ им. Сухого предложило свои услуги по использованию в истребителе модификации ТРДДФ АЛ-31Ф – АЛ-31ФН (Н – нижнее расположение коробки приводов). Корпорация «Люлька-Сатурн» в лице главного конструктора Михаила Гойхенберга заявила, что работы велись в основном по повышению надежности ТРДДФ, так как китайский истребитель является однодвигательным. Русские предложили также предоставить китайцам современную РЛС, которую используют на МиГ-29 и некоторых модификациях Су-27/30.
28 марта 1998 года опытный истребитель с номером «1001» впервые выполнил первый успешный демонстрационный полет (первый потерпел катастрофу в 1997 году, летчик-испытатель погиб). Было построено 6 прототипов – 4 летных и 2 статических. К концу 2000 года девятью прототипами J-10 было совершено полетов на 140 часов. 28 июня 2002 года взлетел первый самолет предсерийного типа. Таким образом, китайские ВВС уже располагали 10 машинами этого типа. Все эти 10 самолетов были сведены в 44-ю дивизию ВВС в военном округе Нанкин. Как полагают западные эксперты, к 2003 году Китай располагал уже 16 истребителями J-10.
В настоящее время КБ корпорации САС и НИИ №601 разрабатывают двухместный и двухдвигательный вариант J-10, дав им обозначение «Qian Shi-10» («Атака 10»). Что касается двухместного варианта для однодвигательного J-10, то он уже создан и совершает полеты. Есть информация, что самолеты, разрабатываемые на базе J-10, являются двухкилевыми, причем независимо от количества двигателей.
J-10B(S)
В настоящее время истребители оснащены многорежимной РЛС «Жук-10ПД» (китайское обозначение «тип 1473»), которую китайцы в количестве нескольких сотен штук приобрели для проведения этапной модернизации истребителя F-8IIM. Считается, что для J-10 выбрана более совершенная модель радара «Жук-Ф», способная одновременно обнаруживать 24 цели, сопровождать 8 из них и обстреливать 2.
Для основного серийного парка J-10 китайцы вероятнее всего остановятся на РЛС РП-35 «Жемчуг» с более высокими ТТХ.
Но в свое время китайцы имели к этой РЛС нарекания. Считается, что специалисты компании «Фазотрон-НИИР», которая является разработчицей РЛС, устраняют эти претензии.
Рассматривается также модель израильской РЛС Elta EL/M-2032 для южноафриканского истребителя «Чита», но этот вариант вряд ли будет иметь перспективу.
Авионика самолета, судя по сообщениям СМИ, выполнена на современном техническом уровне – 3 жидкокристаллических индикатора отображения тактической информации, боковая ручка управления самолетом и нашлемный прицел для пилота, то есть практически соответствует оснащению американского истребителя F-16С блок 52.
29 декабря 2006 года агентство Циньхуа официально объявило о принятии на вооружение китайских ВВС первых 10 истребителей J-10.
В эфире китайского телевидения демонстрировались кадры дозаправки истребителей от воздушного танкера Н-6, являющегося модификацией советского бомбардировщика средней дальности Ту-16. В Интернете помещены фотографии совершающих пеший парад китайских летчиков. Действительно, программе создания этого самолета уделяется огромное внимание со стороны китайских властей. Достаточно сказать, что поздравить летчика-испытателя, совершившего первый полет в 1998 году, приезжал лично председатель ЦК КПК Цзянь Цзэминь.
По данным гонконгского исследовательского центра KANWA, Китай уже оплатил закупку 154 двигателей АЛ-31ФН для программы J-10.
По сообщениям этого центра, Китай планирует построить не менее 300 самолетов, включая двухместный ударный J-10B и истребитель для ВВС и авиации ВМС J-10A (возможно, двухдвигательный c РД-33/РД-93).
Последний вариант был официально представлен на пресс-конференции в Пекине 7 января 2007 года.
Серийное производство J-10A было организовано в 2003 году. Темп производства J-10 составляет порядка 24-36 самолетов в год, что позволяет перевооружать на J-10 ежегодно один полк.
J10
Главным недостатком J-10 считается малая дальность полета. В 2005 году два прототипа оборудовали топливоприемниками, установленными неподвижно по правому борту в носовой части фюзеляжа. По результатам испытаний система дозаправки в воздухе одобрена для использования на серийных самолетах. Самолет постоянно совершенствуется — так появились системы обмена информацией. Спарка является полноценным боевым самолетом, но используется, в основном, для подготовки и тренировки летчиков. Не исключено, что спарка послужит основой для разработки специализированного ударного самолета.
Конструкция. Самолет J-10 выполнен по аэродинамической схеме «утка» с треугольным среднерасположенным крылом, стреловидным, близкорасположенным к крылу ПГО и однокилевым вертикальным оперением.
Крыло имеет вихреобразующий «клык» на передней кромке. Оно оснащено двухсекционным отклоняемым носком и элевонами.
Вертикальное оперение имеет развитый форкиль. В корневой части киля расположен контейнер с тормозным парашютом. По бокам фюзеляжа, в районе киля. имеется два тормозных щитка.
В хвостовой части фюзеляжа расположены два аэродинамических гребня.
Силовая установка. Самолет оснащен одним ТРДДФ АЛ-31Ф (1х12500 кгс). Воздухозаборник — подфюзеляжный нерегулируемый. Под крылом и под фюзеляжем (на центральном узле) возможна подвеска трех ПТБ.
Самолет может быть оборудован топливоприемником системы дозаправки в воздухе методом «шланг-конус».
Бортовое оборудование. Имеется многофункциональная импульсно-доплеровская БРЛС «Жемчуг», способная действовать как по воздушным, так и по наземным (надводным) целям.
Дальность обнаружения воздушной цели составляет 100 км, при наведении на 12 целей и одновременной атаке 4-6 целей.
Вооружение. На семи узлах внешней подвески возможно размещение УР класса «воздух-воздух» PL-7, PL-10, PL-11, P-27 и Р-73, а также ракет класса «воздух-поверхность», НАР, свободнопадающие бомбы и другое вооружение.

Описание
Разработчик Chengdu Aircraft Company
Обозначение J-10
Обозначение NATO
Первый полет 28 марта 1998
Тип Многоцелевой истребитель
Экипаж, чел. 1
Геометрические и массовые характеристики
Длина фюзеляжа, м 14,57
Размах крыла, м 8,78
Площадь крыла, м2 33,05
Высота самолета, м 4,78
Вес пустого, кг 9800
Нормальный взлетный вес, кг 18000
Запас топлива, л внутренние баки 2625
ПТБ 4165
Силовая установка
Число двигателей 1
Двигатель ТРДДФ АЛ-31Ф
Тяга двигателя, кгс (кН) максимал 7600
форсаж 12500
Летные данные
Максимальная скорость на высоте, км/ч (М=) (2)
Крейсерская скорость, км/ч 1110
Практический потолок, м 18000
Практическая дальность, км 2000
Максимальная эксплуатационная перегрузка 9
Вооружение
Боевая нагрузка, кг 7260
УР «воздух-воздух» PL-7, PL-10, PL-11, P-27 и Р-73
Пушки 1 (30 мм)
Бомбы

схема J-10
J-10

Источники информации:

  1. Авиация великого соседа / В.Ильин, «Вестник Авиации и космонавтики», №10 1999 /
  2. J-10 / «Уголок неба»/