KJ-2000

KJ-2000После выхода Израиля из программы создании самолета ДРЛО, руководство КНР приняло решение продолжать работы по программе самостоятельно, оснастив полученный ею самолёт «АИ» радиотехническим комплексом с АФАР, средствами связи и передачи данных национальной разработки, проектировавшимися в 14-м НИИ в Наньцзине (Nanjing). По некоторым данным, китайская программа создания самолета ДРЛО получила условный шифр «Проект 998». Поскольку других потенциальных претендентов на роль носителя радиотехнического комплекса ДРЛО у КНР не было, последующие серийные самолёты радиолокационного дозора решено было строить на базе части из поставленных в 90-е гг. в Китай транспортных Ил-76МД.
Первый контракт на поставку в Китай с завода ТАПОиЧ в Ташкенте трех Ил-76МД был заключен в 1990 г. Машины поступили к заказчику в июле–октябре 1991 г. и вошли в состав ВВС НОАК, формально получив окраску авиакомпании «Чайна Юнайтед Эрлайнз» и гражданские регистрационные номера B-4030, B-4031 и B-4032. За этим в 1992 г. последовал заказ еще на семь аналогичных самолётов, прибывших в КНР в течение сентября 1993 – февраля 1994 гг. (регистрационные номера с B-4033 по B-4039). Спустя несколько лет была заказана еще одна партия из четырех Ил-76МД, прибывших в Китай в 1996 г. Все 14 полученных самолётов вошли в состав 13-й авиадивизии ВВС НОАК на аэродроме Даньян в провинции Хубей. Примечательно, что несмотря на название Ил-76МД на борту, эти машины не оснащаются кормовой оборонительной пушечной установкой и внешне подобны обычным гражданским Ил-76ТД.
Оснащение опытного самолета «АИ», получившего в Китае обозначение KJ-2000 (Kong Jing-2000), новым китайским РТК с АФАР было выполнено в 2002–2003 гг. на авиастроительном предприятии в Сиане (Xi’an Aircraft Industry Co., XAC). Свой первый полет после доработок KJ-2000 совершил в ноябре 2003 г. В дальнейшем самолёт был передан для прохождения испытаний в расположенный в Яньляне (провинция Шааньси) летно-испытательный центр CFTE (China Flight Test Establishment), чьи логотипы были нанесены на киль бывшего «АИ» в дополнение к бортовому номеру 762. Испытания радиотехнического комплекса проводились вблизи Наньцзина (провинция Цзянсу). Кроме того, в программе создания KJ-2000 было задействовано еще несколько «бывших в употреблении» Ил-76МД (легко опознаваемых по характерной кормовой огневой установке), вероятно полученных Китаем из России или других стран СНГ помимо упоминавшихся выше контрактов на поставку 14 новых самолётов с ТАПОиЧ. Официально факт поставки этих самолётов в КНР нигде не подтверждается, но, судя по опубликованным в китайском интернете фотографиям, можно говорить об использовании по крайней мере одного переоборудованного планера Ил-76МД для статических испытаний, а также о создании на базе еще одного Ил-76МД летающей лаборатории для отработки отдельных элементов комплекса.
Спустя всего год после начала лётных испытаний первого опытного KJ-2000 (на базе российского «АИ») на заводе в Сиане приступили к изготовлению серийных комплексов ДРЛО. Для этого решили использовать четыре самых «свежих» из имевшихся в Китае Ил-76МД, поставленных с ташкентского завода в 1996 г. Первым в KJ-2000 в 2004 г. был переделан самолет с номером В-4040, за ним в 2005 г. последовал В-4043, а в течение 2006–2007 гг. были готовы В-4041 и В-4042. Некоторое время после переоборудования все четыре серийных KJ-2000 еще сохраняли свою гражданскую окраску и регистрационные номера. Лишь после того, как в декабре 2007 года они были официально приняты на вооружение ВВС НОАК, четыре KJ-2000 прошли перекраску и получили «военные» бортовые номера 30071, 30072, 30073 и 30074. Самолёты были сведены в 76-й полк самолетов ДРЛО и управления в составе 26-й авиадивизии специального назначения ВВС НОАК, базирующейся в восточной провинции Чжэцзян неподалеку от Тайваньского пролива.
Внешне серийные KJ-2000 мало отличаются от прототипа «АИ», однако бросается в глаза отсутствие на них штанги для дозаправки в воздухе. Вероятно, на такое временное упрощение китайские специалисты пошли вынужденно. Парк самолётов-заправщиков H-6U ВВС НОАК немногочислен и явно не соответствует количеству имеющихся боевых машин, способных дозаправляться в воздухе (а это, помимо истребителей J-8D и новейших J-10, сотня поставленных Россией двухместных многоцелевых Су-30МКК и Су-30МК2).
Успешное выполнение в очень сжатые сроки такого сложного проекта, как создание собственного авиационного комплекса ДРЛО и поставка в войска четырех серийных KJ-2000, безусловно, можно занести в «актив» китайского ВПК. Принятие на вооружение самолётов KJ-2000, несомненно, позволит значительно повысить возможности ВВС НОАК по обнаружению воздушных целей, включая низколетящие и малозаметные (в т.ч. крылатые ракеты). Что же касается перспектив, то одного отряда самолетов ДРЛО для амбициозного «китайского дракона» явно не достаточно. Имеется неофициальная информация о желании Пекина увеличить количество KJ-2000 как минимум вдвое. Однако Китай уже столкнулся с проблемой дефицита носителей для комплексов ДРЛО, поскольку использовать для этого остающиеся в распоряжении ВВС НОАК десять Ил-76МД и тем самым ослаблять группировку своей военно-транспортной авиации руководство КНР не может.
Лётный экипаж KJ-2000 состоит из пяти человек, тактический – из 10–15 операторов. Самолёт может выполнять патрулирование на высотах 5–10 км. Максимальная дальность полёта составляет 5000 км, продолжительность полета – 7 ч 40 мин. Время патрулирования на удалении 2000 км от аэродрома базирования может достигать 1 ч 25 мин. Крейсерская скорость полета – 750 км/ч, скорость при патрулировании – от 550 км/ч. Как и российский прототип, KJ-2000 оснащается четырьмя двигателями Д-30КП2 взлетной тягой по 12 000 кгс и имеет максимальную взлетную массу около 190 т. Длина самолёта – 46,6 м, размах крыла – 50,5 м.
Многофункциональная трехкоординатная импульсно-доплеровская РЛС, разработанная НИИ (Nanjing Electronic Technology Research Institute), имеет круговую зону обзора и предназначена для обнаружения и сопровождения воздушных и надводных целей. Она работает в диапазоне частот 1200-1400 МГц и использует большое количество сложных зондирующих сигналов. Антенная система состоит из трех АФАР, размещенных в неподвижном дискообразном обтекателе диаметром 14 м (у российского самолета ДРЛО и управления А-50 диаметр обтекателя 9 м, у аналогичного индийского системы «Фалкон» — 11 м). Каждая АФАР имеет сектор обзора 120°. Максимальная дальность обнаружения воздушных целей составляет 470 км.
РЛС позволяет сопровождать одновременно 60-100 воздушных целей (в том числе низколетящие и крылатые ракеты) и наводить самолеты тактической авиации (в автоматическом режиме или речевыми командами) на десять из них.
Бортовая аппаратура связи и передачи данных состоит из базовой аппаратуры самолета и дополнительной. Она будет обеспечивать обмен информацией с самолетами ТА, КП автоматизированных систем управления видов ВС и обмен информацией между членами экипажа и операторами. Аппаратура связи и передачи данных включает: радиостанции УКВ-(дальность связи до 350 км); KB- (до 2 000 км) и СКВ-диапазонов, а также систему внутренней связи.
Для индивидуальной защиты самолета на его борту установлены: система предупреждения о пуске ракет, автоматы выброса дипольных отражателей и ИК ложных целей.

Источники информации:

  • KJ-2000 Всевидящее «небесное око» Поднебесной / «Взлёт» №11 2009 /
  • KJ-2000 / Уголок неба /

Написать ответ

Ваш адрес email не будет опубликован.