Конструкция. Самолет выполнен по нормальной аэродинамической схеме со среднерасположенным треугольным крылом, стреловидным цельноповоротным горизонтальным оперением и однокилевым вертикальным оперением. Стреловидность крыла и горизонтального оперения по передней кромке — 60°. В конструкции планера использованы алюминиевые и стальные сплавы.
В хвостовой части, подвергающейся наиболее интенсивному нагреву, применены сплавы титана. Крыло самолета оборудовано элеронами и двухсекционными закрылками, на верхней его поверхности установлены аэродинамические гребни. Для повышения путевой устойчивости самолета под фюзеляжем установлен дополнительный складной подфюзеляжный киль, конструкционно подобный использованному на МиГ-23.
Шасси трехопорное, все стойки — одноколесные, передняя стойка в полете убирается в фюзеляж поворотом вперед, а основные стойки — в крыло. Для сокращения пробега при посадке на самолете может быть использован тормозной парашют, контейнер которого смонтирован под вертикальным оперением. Для этой же цели используются и четыре аэродинамических тормоза, смонтированных под фюзеляжем.
Силовая установка. Самолет оснащен двумя ТРДФ LMC WP13B (2х7000 кгс), размещенными в хвостовой части фюзеляжа. Воздухозаборники — боковые регулируемые (конструкционно подобны воздухозаборникам истребителя МиГ-23).
Топливо общей емкостью 5400 л размещается в центральном фюзеляжном баке и четырех крыльевых интегральных баках. Заправка осуществляется централизовано под давлением. Под фюзеляжем и на двух концевых подкрыльевых узлах внешней подвески могут располагаться ПТБ.
Общесамолетные системы. Две независимые гидравлические системы, две системы кондиционирования воздуха, обеспечивающие питание кабины летчика и отсека с БРЭО.
По сравнению с истребителем J-8II вдвое увеличена мощность электрической системы (установлено два стартер-генератора переменного тока по 15 кВт).
Целевое оборудование. Самолет J-8IIM оснащен многофункциональной импульсно-доплеровской БРЛС «Жук-8II» с планарной антенной решеткой. Станция имеет массу 240 кг и сектора обзора по азимуту ±20, ±60 или ±90°. БРЛС способна сопровождать до 10 целей на проходе, обеспечивать перехват низколетяших целей на фоне земли, а также пуск двух УР класса «воздух-воздух» с радиолокационным наведением по двум различным целям. Максимальная дальность обнаружения воздушной цели класса «истребитель» в передней полусфере — 80 км и в задней полусфере — 40 км. Имеются режимы ближнего воздушного боя. а также режимы работы по наземным целям (доплеровское картографирование, синтезирование апертуры, «замораживание» радиолокационного изображения, селекция движущихся целей, определение дальности до наземной цели, определение собственной скорости полета). Время наработки на отказ — 120 ч.
Система РЭБ китайской разработки обеспечивает обзор по азимуту в 360° и включает приемник радиолокационного облучения, активную станцию помех, контейнеры с ИК-ловушками и дипольными отражателями, а также кабинный индикатор радиолокационного облучения. Антенны РЭБ размешены на киле.
Истребитель оснащен приемником инерциально-спутниковой (GPS) навигационной системой китайской фирмы Хиан, а также радионавигационной системой TACAN. Имеется автопилот, обеспечивающий полет на малой высоте. БРЭО и управляемое вооружение истребителя J-8IIM объединено цифровой шиной данных ARINC-429.
В кабине самолета установлен индикатор на лобовом стекле (ИЛС) китайского производства. В левой верхней части приборной доски размещен многофункциональный монохромный индикатор на ЭЛТ с кнопочным обрамлением. В правой верхней части приборной доски размещен индикатор paдиолокационного облучения. В нижней части приборной доски установлены обычные электромеханические приборы с круглыми шкалами.
Управление основными системами истребителя осуществляется без отрыва рук летчика от рычагов управления (концепция HOTAS).
Нашлемный визир-целеуказатель, созданный в китайском техническом центре LOEC, посредством цифровой шины данных ARINC-429 сопряжен с УР класса «воздух-воздух» малой дальности PL-9. Он имеет зону обзора ±60° по азимуту и ±40° по углу места. Точность определения координат цели — 35°. Масса оборудования (без защитного шлема) 0,2 кг.
Вооружение. Под фюзеляжем установлена двухствольная пушка 23-2 (23 мм) с боекомплектом 200 патронов. Имеется шесть подкрыльевых узлов внешней подвески, а также центральный подфюзеляжный узел. Самолет может нести до четырех УР класса «воздух-воздух» средней дальности российского производства Р-27Р с полуактивным радиолокационным самонаведением или столько же китайских ракет аналогичного класса LY-60(N). В перспективе возможно оснащение истребителя российскими ракетами Р-77 (РВВ-АЕ) с активным радиолокационным caмонаведением.
Для ведения ближнего маневренного воздушного боя в состав вооружения истребителя, помимо ракет PL-2, PL-3, PL-5 и PL-7, включена новейшая ракета PL-9, в конструкции которой реализованы некоторые технические усовершенствования, внедренные на последних модификациях американской УР AIM-9 «Сайдуиндер». Для этой ракеты китайским техническим центром LOEC разработана тепловая головка самонаведения с усовершенствованной системой охлаждения, имеющая увеличенную зону захвата. УР способна маневрировать с перегрузкой до 35 ед., она имеет минимальную дальность 500 м и максимальную дальность 5 км. Масса ракеты — 115 кг. Истребитель может нести до шести ракет с ТГС.
Самолет может нести две противокорабельные управляемые ракеты с активным радиолокационным самонаведением «Инг Джи-1» («Орлинный удар-I», С-801).
Для поражения наземных целей в состав вооружения входят блоки с НАР 57-2 (12 ракет калибром 57 мм) или 90-1 (шесть ракет калибром 90 мм), а также свободнопадающие бомбы (могут применяться боеприпасы с улучшенной аэродинамикой NORINCO массой по 250, 500 или 1000 кг).
Описание | |||
---|---|---|---|
Разработчик | ОКБ завода г.Шеньян (SAC) | ||
Обозначение | J-8II (F-8II) | J-8IIM | |
Кодовое наименование НАТО | Finback-B | ||
Первый полет | 12 июня 1984 | 19 апреля 1996 | |
Тип | Многоцелевой истребитель | ||
Экипаж, чел. | 1 | ||
Геометрические и массовые характеристики | |||
Длина самолета (со штангой ПВД), м | 21,39 | ||
Размах крыла, м | 9,34 | ||
Площадь крыла, м2 | 42,2 | ||
Высота самолета, м | 5,41 | ||
Взлетный вес, кг | нормальный | 15288 | |
максимальный | 18879 | ||
Масса пустого самолета, кг | 10371 | ||
Запас топлива, л | 4200 | ||
Силовая установка | |||
Число двигателей | 2 | ||
Двигатель | ТРДФ LMC WP-13A (Р-13-300) | WP-13B | |
Тяга двигателя, кгс (кН) | максимал | (42.66) | |
форсаж | 6730 (65.90) | 7000 (68.6) | |
Летные данные | |||
Максимальная скорость, км/ч (М=) | на высоте | 2300 | |
к земли | 1300 | ||
Максимальная скороподъемность, м/с | H=1 км М=0,9 | 224 | |
H=5 км М=0,9 | 160 | ||
Время разгона, с | от М=0,7 до М=1, H=1 км | 21 | |
от М=0,6 до М=1,25, H=5 км | 55 | ||
Практический потолок, м | 18000 | ||
Практическая дальность, км | без ПТБ | 1900 | |
с ПТБ | 2200 | ||
Боевой радиус, км | 800 | ||
Максимальная эксплуатационная перегрузка | 4,7 | ||
Разбег, м | 630 | ||
Пробег с тормозным парашютом, м | 900 | ||
Максимальная эксплуатационная перегрузка на высоте 1 км | М=0,9, H=1 км | 6,9 | |
М=0,9, H=5 км | 4,7 | ||
Вооружение | |||
Боевая нагрузка, кг | 1000 | ||
УР «воздух-воздух» | до 4 Р-27Р или LY-60(N), до 6 PL-2, -3, -5, -7,-9) |
||
Пушки | 1 Type 23-2 (2х23 мм) | ||
Бомбы | 250-, 500-, 1000- кг | ||
НУР | 57-2 (12х57 мм) или 90-1 (6х90 мм) |
- «Истребители» / В.Ильин, М.Левин, 1997 /
- Авиация великого соседа / В.Ильин, «Вестник Авиации и космонавтики», №10 1999 /
- J-8-II (F-8-II) ФИНБЭК-B / «Уголок неба»/