"Авиация и космонавтика" 1964 №7
Обозрение по авиации и космонавтике

ЗАПУСК МАКЕТА «ДЖЕМИНАЙ»

П
ЕЧАТЬ сообщает о трудностях, встретившихся в США при разработке двухместного космического корабля «Джеминай» и ракеты-носителя «Титан» 2. В связи с этими трудностями потребовалось значительное увеличение ассигнований. Расходы на программу «Джеминай» превысят сметные ассигнования вдвое и составят более 1 миллиарда долларов. В апреле 1964 г. были проведены летные испытания непилотируемого натурного макета корабля. Его запустили с помощью двухступенчатой ракеты «Титан» 2. Стартовый вес комплекса «Джеминай-Титан» составил 136 т; тяга первой ступени 195 т, второй — 45,4 т. Макет корабля с неотделившейся ступенью (общий вес 5220 кг) вышел на орбиту с апогеем 300 км, перигеем 160 км и периодом обращения 90 минут. На макете (вес 3200 кг) вместо экипажа и средств жизнеобеспечения была установлена аппаратура для измерения и передачи по каналам данных о перегрузках, напряжениях в конструкции, давлении, температуре и вибрациях. Макет вместе со второй ступенью ракеты вращался по орбите в течение четырех суток, а затем вошел в плотные слои атмосферы и сгорел.

Следующий запуск макета запланирован на август — сентябрь 1964 т. Предполагается проверить корабль и его оборудование в условиях входа в плотные слои атмосферы.

По проекту «Джеминай» предусмотрены полеты с экипажем. Первый полет с двумя космонавтами на борту (рис. 4) намечается на конец 1964 г. Он рассчитан на трое суток.

В одном из полетов продолжительностью семь суток запланирован эксперимент по встрече со специальным контейнером предварительно отделившимся от корабля. Вес контейнера 30 кг, в нем предполагают разместить два импульсных источника света, которые будут использоваться космонавтами как ориентиры.

Рис. 4. Схема космического корабля «Джеминай».

Следующие корабли «Джеминай», которые предполагают запустить в 1966 г., предназначаются для встречи с ракетой «Аджена Д». Ракета должна выводиться на круговую орбиту высотой 300 км. Примерно через сутки после этого будет запускаться «Джеминай» на промежуточную эллиптическую орбиту (перигей 170 км, апогей 300 км), называемую «орбитой быстрой погони», так как на ней корабль имеет на 1,4 минут меньший период обращения, чем ракета. После каждого витка угловое расстояние сокращается на 5,6°. Когда оно сократится до 10°, корабль с помощью бортовых двигателей будет переведен на «орбиту медленной погони» (перигей 247 км, апогей 300 км). После сокращения углового расстояния до 3°, что соответствует дальности действия бортового радиолокатора (примерно 400 км), корабль переведут на «орбиту сближения». На первом этапе бортовые двигатели, обеспечивающие сближение, работают по командам бортового счетно-решающего устройства, в которое вводятся данные от установленного на спутнике радиолокатора. На втором этапе, с момента, когда расстояние между кораблем и ракетой уменьшится до 30 км, двигателями управляют космонавты, пользуясь в качестве ориентиров вспышками импульсных источников света на ракете.

Перед стыковкой корабль должен быть ориентирован так, чтобы телескопический стержень на его переднем днище установился по центру конического переходника на ракете. В момент стыковки корабль передвигается вперед с относительной скоростью не более 0,45 м/сек. Когда передняя часть спутника войдет в конус переходника, три защелки скрепят спутник и ракету, а стержень обеспечит соединение их электрических цепей. После стыковки космонавты начнут маневры с использованием двигателей ракеты и запаса топлива на ней, которые достаточны для обеспечения приращения скорости порядка 0,7 км/сек. Это позволит, например, изменить наклонение орбиты на 6°, а также изучить ряд проблем, связанных с полетом космического корабля «Аполлон» на Луну.

ПИЛОТИРУЕМАЯ КОСМИЧЕСКАЯ РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНАЯ СТАНЦИЯ

Г
АЗЕТА «Нью-Йорк таймс» сообщает, что программа «Джеминай» преследует ряд военных целей, особенно на последнем этапе («Джеминай» В), в связи с планирующимся по заказу Пентагона созданием пилотируемой космической разведывательной станции MOL. Такую станцию Пентагон намеревается ввести на орбиту в конце 1967 — начале 1968 г. Согласно проекту (рис. 5) станция ммеет форму цилиндра (длина 6 м, диаметр 3 м); вес около 8 т. Первая станция предназначается для отработки средств и методов ведения разведки экипажем из космоса с помощью оптических систем, фотоаппаратуры, инфракрасных и ультрафиолетовых приборов и радиотехнических разведывательных средств.

Рис. 5. Схема пилотируемой разведывательной
станции MOL.

Станцию, вместе с пристыкованным к ней модифицированным кораблем «Джеминай» предполагают вывести на орбиту высотой не более 500 км ракетой «Титан» ЗС. До вывода на орбиту персонал станции (два человека) будет находиться в корабле «Джеминай» В, а после вывода перейдет в станцию. После проведения запланированных экспериментов, рассчитанных на две — четыре недели, космонавты перейдут в «Джеминай» и на нем возвратятся на землю.

ПОЧЕМУ ПРЕКРАЩЕНА РАЗРАБОТКА РАКЕТОПЛАНА Х-20?

Д
ля создания пилотируемой космической разведывательной станции американцы собираются использовать средства, высвободившиеся в результате прекращения разработки ракетоплана Х-20 («Дайна Сор»).

Министр обороны США Макнамара заявил, что прекращение разработки ракетоплана Х-20 связано с намерением министерства обороны США сосредоточить усилия на основном вопросе — выяснении возможностей -человека в космосе. Программа Х-20 ограничивалась лишь выявлением возможностей управляемого возвращения человека из космоса. Эта проблема будет исследоваться путем запуска более дешевых беспилотных экспериментальных ракетопланов по программе «Ассет», а также на модифицированном пилотируемом экспериментальном самолете Х-15А-2, расчетное число М которого доведено до 8, а возможная высота полета до 150 км.

Таким образом, прекращение работ по проекту «Дайна Сор» не означает прекращения исследований по созданию ракетопланов и воздушно-космических самолетов. По мнению иностранных обозревателей, оно свидетельствует лишь о стремлении получить военный пилотируемый космический аппарат на базе спутника «Джеминай», в связи с чем пришлось пожертвовать ракетопланом Х-20, представляющим более отдаленную перспективу. Переключив ассигнования на пилотируемую космическую раэведывателыную станцию, Пентагон поставил себе на службу программу «Джеминай», которая до сих пор финансировалась гражданской администрацией НАСА.

Обозреватель журнала
«Авиация и космонавтика»
инженер-полковник Н. ЛИСТВИН.