«Техника-молодежи» 1977 №4, с.14-16


ЗВЕЗДНАЯ СУДЬБА КРЕСТЬЯНСКОГО СЫНА




На снимках (слева направо): в верхнем ряду — деревня Зырянова Нижнеилимского района Иркутской области, дом, где родился М. К. Янгель ¨ Миша Янгель (крайний справа) со старшими братьями Константином и Александром ¨ Михаил Кузьмич со своей женой Ириной Викторовной Стражевой ¨ Академик М. К. Янгель в канун своего 60-летия.

В нижнем ряду — М. К. Янгель с первым секретарем ЦК КП Эстонии И. Г. Кэбиным ¨ На отдыхе с послом Индии в СССР К. Ш. Меноном и его супругой ¨ Михаил Кузьмич с младшим из трех внуков ¨ Большого тебе плавания, «Академик Янгель»!


«Параллельно с учебой в МАИ приобрел бы специальность летчика, а потом, работая конструктором, пытался бы стать космонавтом». Так ответил академик, выдающийся конструктор в области ракетно-космической техники Михаил Кузьмич Янгель на вопрос «Если бы начать все сначала?..». Однако не следует искать в этих словах, адресованных молодым сотрудникам его КБ, намека на желание Янгеля переиначить свою судьбу.

Если бы начать все сначала... Мог ли мечтать мальчуган, родившийся в глухой таежной деревушке, о более светлой и широкой дороге, чем та, которой выпало ему пройти по жизни?.. В крестьянской семье двенадцать душ детей. Четырнадцати лет Михаил, шестой по счету, отправился вслед за двумя старшими братьями в Москву: с благословения неграмотных родителей постигать премудрость наук. Шел 1925 год. Наука началась для Михаила Янгеля с работы разносчиком в стеклографии. Потом учеба в ФЗУ, работа на расположенной в подмосковном городе Красноармейске текстильной фабрике. Сибирский характер, помноженный на крепкую рабочую закалку, стал той «стартовой площадкой», с которой впоследствии шагнул Янгель к высотам ракетно-космической техники.

Ну а пока по путевке своего райкома комсомола он поступает в Московский авиационный институт. Здесь в полной мере проявляются его природные способности к наукам и поразительная работоспособность. Судите сами: отличную по всем статьям учебу он успевает совмещать с обязанностями секретаря комитета комсомола МАИ, а на последних курсах — и с работой в КБ Н. Поликарпова.

За десять лет, проведенных в «школе короля истребителей» Николая Николаевича Поликарпова, М. Янгель принимает активное участие в создании самолетов разных типов и назначений. Впоследствии он напишет: «Технику я изучал в МАИ, но курс настоящей школы инженерного искусства и коллективного творчества прошел, работая в конструкторском бюро под руководством главного конструктора Н. Н. Поликарпова».

Всецело преданный в то время самолетостроению, Янгель и не подозревал, что спустя несколько лет главным делом его жизни станет создание ракетно-космической техники. Но именно эти несколько лет оказались для него, как и для всего нашего народа, самыми трудными, самыми тяжелыми: в июне 1941 года грянула Великая Отечественная...

В военное время Михаил Кузьмич работал на разных авиационных заводах, отдавая как коммунист и патриот не только способности, не только знания, но вето душу, все без остатка силы общему делу победы над врагом. А после войны он поступает в Академию авиационной промышленности и блестяще заканчивает ее. Любопытный штрих. Профессор, принимавший экзамен по философии, не без сожаления сказал Михаилу Кузьмичу:

«И далась вам эта техника! У вас же типично философский склад ума. При таких знаниях и способностях вы многого добились бы в философии».

Но М. Янгель уже внутренне готов посвятить себя делу, к которому он был подготовлен всей своей предшествующей деятельностью, и подготовлен, как это вскоре выяснится, на «отлично». С 50-х годов он начинает работать в области ракетостроения. Придя в КБ, руководимое С. П. Королевым, Михаил Кузьмич принимает деятельное участие в создании первых управляемых баллистических ракет дальнего действия. Школа, пройденная в авиационной промышленности, выдающиеся организаторские способности, прирожденный талант конструктора стремительно выдвигают Янгеля в число ведущих специалистов отечественного ракетостроения. Понимая задачу исследования космического пространства как одну из важнейших, он уже в те годы вынашивает и формирует основы нового направления в развитии ракетно-космической техники. И вот сорокатрехлетнему конструктору доверяют возглавить новое КБ, ставшее колыбелью целого семейства уникальных образцов техники.

Коллектив, работающий под началом Янгеля, удивительно молод: средний возраст сотрудников КБ — около 25 лет. Уже первые образцы, созданные здесь, получают самую высокую оценку. Чем брала эта молодежь? Творческой дерзостью, самозабвенностью в работе и, может быть, прежде всего — тесной сплоченностью вокруг своего Главного, которого иначе, как Кузьмич, в КБ не называли. Он пользовался у «ребят» не только уважением, но и светлой, от сердца идущей любовью.

В отношениях с подчиненными Янгель руководствовался двумя принципами: доверие и требовательность. Самого его отличало умение четко и оперативно решать самые головоломные проблемы. Он обладал необычайно зорким зрением конструктора, объемно представляя и цепко храня в памяти сложнейшие узлы и агрегаты конструкции. А если говорить о нем как об ученом, то прежде всего следует отметить энциклопедичность знаний Михаила Кузьмича. Оценивая его вклад в науку, М. Келдыш скажет: «Михаил Кузьмич... внес большой вклад в организацию разнообразных исследований в области аэродинамики, баллистики, материалов и многих других проблем...»

...Сегодня в околоземном пространстве трудится многочисленная семья спутников серии «Космос». Стартуют в небо рожденные тесным международным сотрудничеством спутники «Интеркосмос». Всех их можно с полным основанием назвать «живыми памятниками» таким людям, каким был академик Михаил Кузьмич Янгель. Память о них воплощается и в названиях пароходов, улиц, горных пиков, благодарная память народа о Людях с большой буквы, отдавших без остатка всю свою жизнь великому делу служения Родине.