«Техника-молодежи» 1979 №7, с.10-11, 39

Жить на земле, работать в космосе
Мирослав ГЕРМАШЕВСКИЙ, летчик-космонавт ПНР, Герой Советского Союза, кавалер ордена Крест Грюнвальда, подполковник
ПОКОРИТЕЛИ КОСМОСА — О ЖИЗНИ, О ЗЕМЛЕ, О ВСЕЛЕННОЙ

1 КАКИЕ ОБЩИЕ ЗАДАЧИ ВСТАЮТ ПЕРЕД ЧЕЛОВЕЧЕСТВОМ НА ПОРОГЕ ПЛАНОМЕРНОГО ОСВОЕНИЯ КОСМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА? КАК ПРЕДСТАВЛЯЕТСЯ ВАМ БУДУЩЕЕ ЗЕМЛИ?

2 ЧТО В ВАШЕЙ ЛИЧНОЙ ЖИЗНИ ПОСЛУЖИЛО ГЛАВНЫМ ТОЛЧКОМ, ПОБУДИВШИМ ВАС ПРИНЯТЬ РЕШЕНИЕ СТАТЬ КОСМОНАВТОМ?

3 С КАКИМИ НОВЫМИ, РАНЕЕ НЕИЗВЕСТНЫМИ ЯВЛЕНИЯМИ СТОЛКНУЛИСЬ ВЫ ВО ВРЕМЯ ПОЛЕТА? МОЖНО ЛИ ГОВОРИТЬ ВСЕРЬЕЗ О ВОЗМОЖНОЙ ВСТРЕЧЕ КОСМОНАВТОВ С ИНОПЛАНЕТЯНАМИ?

4 КАК, НА ВАШ ВЗГЛЯД, ИЗМЕНИЛИСЬ БЫ ТЕМПЫ ОСВОЕНИЯ КОСМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА, ЕСЛИ БЫ СРЕДСТВА, ЗАТРАЧИВАЕМЫЕ СЕЙЧАС НА ВООРУЖЕНИЕ, БЫЛИ НАПРАВЛЕНЫ НА МИРНЫЕ ЦЕЛИ?

5 ЧЕМ, ПО-ВАШЕМУ, БУДЕТ ОТЛИЧАТЬСЯ ПРОЦЕСС ОСВОЕНИЯ КОСМОСА ОТ ЗАСЕЛЕНИЯ В ПРОШЛОМ НОВЫХ ЗЕМЕЛЬ НА НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ?

6 НЕ МОГЛИ БЫ ВЫ РАССКАЗАТЬ О САМОМ ВЕСЕЛОМ И СМЕШНОМ ЭПИЗОДЕ, СЛУЧИВШЕМСЯ С ВАМИ ВО ВРЕМЯ ПОЛЕТОВ ИЛИ В ПЕРИОД ПОДГОТОВКИ К НИМ?

Мирослав Гермашевский родился 15 сентября 1941 года в польском поселке Липники. В 1961 году поступил в Демблинское военное авиационное училище летчиков. По окончании служил в истребительной авиации ПВО. Член ПОРП с 1963 года.

В 1971 году окончил Академию Генерального штаба Польской Народной Республики и снова возвратился в ряды летчиков-истребителей. За безупречную службу награжден орденом Золотого Креста Заслуги и медалями. В 1976 году началась его подготовка к космическому полету, который он совершил вместе с Петром Климуком с 25 июня по 5 июля 1978 года.

Ответы М. Гермашевского на вопросы нашей анкеты записал специальный корреспондент журнала О. Строганов.

1

Развитие человечества все ускоряется. Особенно динамично оно стало после первых стартов в космос. Поэтому представители всех наук, политические и общественные деятели должны уметь прогнозировать. Способность научного предвидения, которой может вооружить человека лишь марксистско-ленинская теория — диалектический метод и материалистическое мировоззрение, — должна подсказать, что и как нужно сделать, чтобы мирное сосуществование стало законом жизни человечества, чтобы были обеспечены материальные условия дальнейшего расцвета земной цивилизации: питание, топливно-энергетический и сырьевой баланс, охрана окружающей среды, контроль за развитием урбанизации, аграрной, транспортной инфраструктуры всей нашей планеты.

Для решения всех этих задач мы можем и должны использовать те возможности, которые открывают пилотируемые космические полеты, запуски автоматических кораблей и станций.

Потенциал человеческого разума огромен. Независимо от того, на каком этапе развития находилось и находится человечество, ему всегда свойственно заглядывать в будущее и строить предположения, в том числе самые невероятные. Однако к некоторым прогнозам, как я уже говорил, стоит прислушиваться, ведь известная их часть сбывается.

Но переселение, массовое переселение людей на другие планеты, выглядит утопией. Человек — существо земное и будет жить на Земле. Здесь его место, здесь он рождается, развивается физически и духовно. Человек, рожденный где-то в космическом корабле или на иной планете и не видевший нашу Землю во всем ее великолепном разнообразии, уже не будет человеком в прямом смысле слова. Биологически он тоже будет неземное существо.

Взять хотя бы проблему невесомости. Поясню это лишь на одном примере. У нас на космической станции были грибы. Как они росли? По-разному; одни прямо вверх, как и полагается, другие вбок, третьи закручивались как-то вниз. Но они выглядели все ненатурально. То же самое может случиться и с людьми, родившимися в космосе. Ведь человеческий организм подчинен земным законам природы, хотя и обладает большой способностью адаптации к новым условиям обитания.

С другой стороны, чтобы полнее использовать еще не открытые богатства нашей планеты, гарантировать и ее и свое будущее, человек должен совершать космические экспедиции и работать в космосе.

Перед тем как вырваться в далекий космос, нужно более детально исследовать околоземное пространство и Солнечную систему. Космос — огромная кладовая сырья, энергии. Материалы, созданные человеком в условиях идеального вакуума и невесомости, обладают совершенно неизвестными на Земле свойствами, создадут переворот в технике.

Я, например, считаю необходимым и целесообразным строительство в космосе целых фабрик. Но я не сторонник слишком долгого пребывания там конкретного человека. В невесомости он может работать, а родиться, жить, умирать должен на Земле. Сейчас на нашей планете живет 4 миллиарда человек, но она может прокормить гораздо больше. Для этого нужно работать в космосе!

Ступени практического его освоения я представляю себе следующим образом: сперва уже начавшееся исследование и освоение околоземного пространства, включая Луну, затем планет Солнечной системы и в конце концов поиск планет в нашей Галактике с условиями, близкими к земным.

Проекты заселения космоса я принимаю лишь в том случае, если допустить вероятность и суметь предвидеть какой-либо страшный катаклизм на нашей планете — тогда потребуются космические межпланетные «ноевы ковчеги», или же в случае угасания нашего Солнца — тогда переселение на более близкую к нему планету.

2

«Космических планов» у меня не было, на свои возможности я смотрел критически. И просто по-человечески завидовал космонавтам. Пределом мечтаний было увидеть одного из них, поговорить. И если я стал космонавтом, то этим обязан авиации — ведь каждый летчик, говоря словами замечательного советского аса Валерия Чкалова, мечтает летать дальше, выше, быстрее... Помню, когда я учился в нашей «Школе орлят», как называют в Польше военное авиационное училище летчиков имени Янка Красицкого в городе Демблине, то скорость тренировочного По-2 казалась мне опьяняющей. Потом на дозвуковом самолете пробовал пикировать, чтобы достичь звукового барьера. Еще школьником в городе Волове около Вроцлава конструировал и строил ракеты. Сейчас бы сыну Миреку не позволил строить такие — некоторые взрывались на старте...

Признаюсь, что даже на последнем этапе отбора кандидатов в космонавты среди моих товарищей — польских летчиков и затем, уже находясь в числе четырех отобранных кандидатов, я был убежден, что пошлют не меня. Когда же выбор был сделан, еще сильнее стало стремление оправдать доверие, успешно выполнить задание. Хочу сказать о своей горячей, искренней благодарности советским друзьям-космонавтам и специалистам Центра подготовки космонавтов имени Ю. А. Гагарина. Никогда прежде я не работал так интенсивно и с таким увлечением, как там. Генерал Г. Береговой как-то заметил, что полуторагодового курса подготовки космонавта, если его измерять «земными» мерками, хватило бы на 5—6 лет учебы в университете. Правоту этих слов мы вместе с дублером-космонавтом Зеноном Янковским испытали на себе.

С командиром нашего полета Петром Климуком мы абсолютно едины во всем. Это изумительный человек. Он не вел меня, как говорится, за ручку. Мы с ним дополняли и контролировали в полете друг друга.

Какая сторона космической профессии мне представлялась наиболее заманчивой? Само пилотирование космического корабля, осуществление стыковки с орбитальным комплексом и через несколько дней расстыковки. Само участие в пилотаже, которое мне доверил П. Климук, оставило неизгладимое впечатление. И точность такого пилотажа, несмотря на то, что он абсолютно отличается от всего того, что известно в авиации. Но потом, на Земле, мы оба смогли открыто и честно смотреть в глаза и Главному конструктору, и самим себе.

3

Я разочарован. Ничего ранее не известного в полете нам не встретилось, хотя чисто психологически я как новичок готовился к всевозможным новым явлениям.

Должен сказать, что как мало доказательств существования инопланетных зондов на околоземных орбитах, так и мало доказательств того, что они не существуют. Верю, что мы не единственные разумные существа во вселенной. Если встреча с инопланетянами состоится, то она должна служить на благо и нам и им. Но если бы возникла какая-либо опасная ситуация, грозящая столкновением интересов, то мы постарались бы избежать ее и не вступать в конфликт.

4

С борта космического корабля наши земные проблемы предстают в укрупненном плане, особенно проблема мирного сосуществования и разоружения. И, как никогда, теперь актуальна взаимосвязь понятий «космос» и «мирное сосуществование». За Советским Союзом, Польшей, другими странами социалистического содружества, участвующими в программе «Интеркосмос», полная историческая правота еще и потому, что они выступают за использование научно-технических достижений исключительно в мирных целях. Освоение космоса дорого стоит, но во много раз дешевле, чем вооружение. Перевод на мирные цели средств и сил, которые тратятся на соревнование в военной области, — помимо многих других благ, и ускорение темпов, расширение масштабов космических исследований.

5

Я не согласен, что закончился процесс географических открытий и завершился процесс заселения Земли. А еще ждущие нас открытия в Мировом океане, в горах? А советская стратегия заселения и более полного освоения Сибири, а международные экспедиции в Антарктиду, Гренландию? Космос бесконечен. И как нет границ его познания, так нет их и на Земле.

Объединение усилий различных государств в космических исследованиях и организация совместных полетов в космос — процесс неизбежный и благотворный. Это и психологически и политически оправдано: человечество должно быть едино.

6

Это, пожалуй, самый трудный вопрос. Потому что к самой теме космоса мы вместе с П. Климуком подходим очень серьезно. А смешные эпизоды были. Например, с питьем воды. Из специальной пластиковой тубы воду надо направлять струйкой не по параболе, как в земных условиях, поскольку действует сила тяжести, а прямо в рот, Я забыл об этом и чисто рефлекторным движением сделал, как на Земле, а вода попала в глаза. Посмеялись мы из-за этого умывания.

В заключение хочу сказать, что Центр подготовки космонавтов имени Ю. А. Гагарина ведет огромную работу. Он имеет опытные кадры, которые готовили еще самого Гагарина, и богатую научно-конструкторскую и инженерную базу.

12 апреля исполнилась 18-я годовщина первого космического полета человека — выдающегося советского гражданина Юрия Гагарина. 108 минут его полета стали концентрированным выражением материальных и духовных достижений социализма. Теперь, когда космическую эстафету подхватили с помощью советских друзей представители Чехословакии, ГДР, Польши, Болгарии, других социалистических стран, праздник космонавтики приобрел еще больший политический смысл и поистине интернациональное значение.

У полета Юрия Гагарина была и остается еще одна сторона, которую я назвал бы чисто человеческой. Думая об этом уже после возвращения с Петром Климуком на Землю, я убедился, что тот груз риска, ответственности и долга, который лег на плечи первого космонавта, уже не выпадал, да и вряд ли выпадет на долю тех, кто летал или еще полетит после него.

Одиннадцать лет нет среди нас Юрия Гагарина, но обаяние его личности не подвластно времени. Большая отвага, умение при необходимости всецело сконцентрироваться, наблюдательность и восприимчивость, оптимизм, подвижность ума и психики, патриотизм, коллективизм и скромность — все эти черты гагаринского характера и сейчас определяют атмосферу, в которой живет и работает отряд советских космонавтов и его интернациональное пополнение из братских стран.

Пусть наши сегодняшние и будущие полеты длятся дни, месяцы, годы — ведь это мост в нескончаемое, а у начала моста — Гагарин и Королев.