«Техника-молодежи» 1982 №9, с.14-15

Арнальдо Тамайо Мендес: БЫТЬ ПОЛЕЗНЫМ НАРОДУ

Анкета нашего журнала «Покорители космоса — о жизни, о Земле, о вселенной», ответы на которую регулярно публиковались в 1979— 1981 годах, вызвала многочисленные положительные отклики читателей «ТМ». Сотрудник кубинского научно-популярного журнала «Хувентуд техника» ПЕДРО КАСТИЛЬО встретился по нашей просьбе с первым космонавтом Латинской Америки, гражданином острова Свободы полковником А. ТАМАЙО МЕНДЕСОМ И попросил его ответить на ряд вопросов, которые во многом пересекаются с нашей анкетой.

А. ТАМАЙО МЕНДЕС совершил полет в космос на корабле «Союз-38» летом 1980 года вместе с советским космонавтом Ю. РОМАНЕНКО. На станции «Салют-6» их встретили Л. ПОПОВ и В. РЮМИН, выполнявшие свой рекордный 185-суточный полет.

Как развивается техника для освоения космического пространства?

Каждый полет человека в околоземное пространство — это новое экспериментальное исследование.

Во время пребывания на орбите испытывается новая техника, совершенствуются системы жизнеобеспечения и одновременно постепенно наращивается длительность пребывания человека в состоянии невесомости. Каждый такой полет — это новая ступенька к будущим, еще более продолжительным и экономичным экспедициям. Ведь такие запуски обходятся пока еще очень дорого, поэтому нужно стараться максимально использовать время пребывания в «космическом доме».

«Салют-6» несет свою вахту уже более четырех лет. Новые орбитальные станции, такие, как «Салют-7», будут, видимо, летать еще дольше. Когда-нибудь на орбитальных фабриках удастся получать такие материалы, производство которых на Земле невозможно или очень усложнено.
Прогулка с семьей в день отдыха.

Кубинский космонавт в Звездном городке.

Во время тренировки в имитаторе корабля «Союз».
Что в вашей личной жизни послужило главным толчком, побудившим вас принять решение стать космонавтом?

После победы кубинской революции я, как и многие мои соотечественники, мечтал лишь об одном: приносить как можно больше пользы своему народу. Поэтому я поклялся преданно служить родине в рядах Революционных вооруженных сил. Потом меня пригласили учиться в СССР: я стал здесь военным летчиком и стараюсь постоянно повышать свою квалификацию. Когда меня сначала избрали кандидатом в космонавты, а затем доверили космический полет, я постарался как можно лучше выполнить дело, которое поручили мне Революция и Партия.
Как, на ваш взгляд, изменились бы темпы освоения космического пространства, если бы средства, затрачиваемые сейчас на вооружение, были направлены на мирные цели?

Разумеется, они необычайно ускорились бы. Но здесь есть один принципиальный момент. В то время как программа «Интеркосмос», позволившая побывать на орбите гражданам девяти социалистических стран, а также Французской республики, ориентирована на нужды народного хозяйства, наиболее реакционные круги, возглавляемые США, разрабатывают космические программы, преследующие в основном военные цели. После более чем шестилетнего перерыва в пилотируемых полетах американские империалисты испытывают сейчас новую технику (корабль многоразового использования «Колумбия»), мечтая приспособить ее для милитаризации космоса.

Проблема имеет еще один принципиальный аспект: империалисты не только вкладывают в вооружения баснословные средства, но и вынуждают нас расходовать большие материальные и человеческие ресурсы для защиты наших завоеваний. Не будь этих затрат, человечество сделало бы гигантский прыжок в своем развитии.

Не могли бы вы рассказать о самом смешном эпизоде, случившемся с вами во время полета или в период подготовки к нему?

За несколько минут до взлета, уже в кабине «Союза-38», установилась связь между моим дублером Хосе Армандо и мной. Он меня всячески подбадривал и, в частности, по секрету сообщил, что друзья уже собираются отметить успешный старт, как говорится, по высшему разряду. Мне, естественно, стало обидно: «А как же я?» — «Ничего, и тебе оставим», — пообещал Хосе. Каково же было мое удивление, когда я узнал, что наш задушевный, сугубо «мужской» разговор видели и слышали десятки тысяч людей. Зная об этом заранее, я бы, конечно, подыскал другие слова, более подходящие к столь торжественному моменту.