«Техника-молодежи» 1985 №7, с.50-53



ОГНЕНОСНЫЕ ПТИЦЫ ОЛЬГИ

АЛЕКСАНДР ЗИНУХОВ, Харьков

В первой половине 946 года киевская княгиня Ольга выступила в поход на племя древлян, убивших годом раньше ее мужа, князя Игоря. Войска Ольги разбили противника в ожесточенном сражении и взяли затем несколько древлянских градов-крепостей. Но Искоростень (Коростень), град древлянского князя Мала на реке Уж, с ходу взять не смогли.

Затянувшаяся осада разлагала боевой дух дружин. Пугала княгиню и приближавшаяся осенняя распутица.

Тогда, гласит летопись, мудрая военачальница придумала хитрость — начала мирные переговоры. Удивленные ее мягкостью древляне спросили: «Что хочешь от нас? Мы рады дать тебе мед и меха». Она же сказала: «Нет у вас теперь ни меду, ни мехов, поэтому прошу у вас немного: дайте мне от каждого двора по три голубя да три воробья...» И, раздав своим воинам — кому по голубю, кому по воробью, — повелела привязать к каждой птице по небольшому кусочку трута. А когда стало смеркаться, приказала поджечь трут и пустить голубей и воробьев. Те полетели в свои гнезда, и так загорелись где голубятни, где клети, где сараи и сеновалы. И не было двора, где бы не горело. И нельзя было гасить, ибо все дворы загорелись сразу...

Коростень пал, Ольга вернулась в Киев. Много лет предание о чудесном взятии Коростеня бытовало в народе. Летописец охотно внес его в летопись. Историки столь же охотно обходят этот эпизод молчанием. Оно и неудивительно — летописная версия происшедшего вызывает ряд недоуменных вопросов. Почему Ольга ждала до осени, а не применила «птичий вариант» гораздо раньше? Почему птиц пустили с наступлением темноты? Почему, наконец, птица, несущая огонь, должна мчаться стремглав к своему родному гнезду?..

Но чем можно заменить летописную версию? Что скрывается за загадочными «горящими птицами»?

А что, если предположить: княгиня Ольга, спасая свои дружины от поражения, которое могло (или даже должно было) привести к переходу княжеской власти в другие руки, воспользовалась неким таинственным оружием, обладавшим невероятной по тем временам мощью. Возможно ли такое?

КОПЬЕ ЯРОСТНОГО ОГНЯ

Подобное оружие в те времена действительно существовало. Это так называемый «греческий огонь». Византийцы бдительно хранили его тайну, но кое-что на Руси о нем уже знали.

В 941 году киевский князь Игорь шел походом на греков. Византийский император Роман был обеспокоен. Он направил навстречу русам свои войска во главе с Феофаном Патрикием. Произошло столкновение. «...И конечно бы, — писал летописец, — русские победили, но греки начали трубами огонь ладьи русские пусчать. И бысть видение страшно. Русь же, видя пламень на себя, металися в воду морскую, хотяше убрести. Тогда много людей русских и с лодьми греками сожжено и потоплено...»

Весть об этом страшном поражении скоро достигла Руси. «...Пришедши же поведали о бывшем несчастии от огня, его же греки на судах своих имея, пущают и жгут суда...» Вероятно, это было первое знакомство русских с «греческим огнем».

Почему бы не предположить, что, находясь в безвыходном положении, Ольга обратилась за помощью к Византии? Именно поэтому пришлось ждать так долго. Послы Ольги тайно прибыли в Константинополь, заключили договор и получили оружие. Договор не должен был нигде фиксироваться, ибо нарушал закон, запрещавший продажу оружия «варварам». Ольга же в плату за помощь могла пообещать какие-либо военно-политические уступки.

СЛЕДЫ ПЕПЕЛИЩ

Исторические и литературные памятники прошлого хранят упоминание о страшном оружии, обращавшем камни в пепел. В Индии это «Оружие Брахмы» или «Пламя Индры». Вот описание из древнеиндийского сочинения «Махабхарата»: «Сверкающий снаряд, обладающий сиянием огня, был выпущен. Густой туман внезапно покрыл войско. Все стороны горизонта погрузились во мрак. Поднялись несущие зло вихри. Тучи с ревом устремились в высоту неба... Казалось, даже солнце закружилось. Мир, опаленный жаром этого оружия, казалось, был в лихорадке». Внешне оружие походило «...на огромную железную стрелу, которая выглядела как гигантский посланец смерти».

Впечатляющее описание! И далеко не единственное.

Вспомним хотя бы Архимеда. В 216-212 годах до н. э. римский флот осаждает Сиракузы, его родной город. Для защиты города Архимед применил ранее неизвестное орудие, полностью уничтожившее римский флот. Леонардо да Винчи предполагал, что оно представляло собой деревянный ствол, в который закладывались снаряды весом до 40 кг. Снаряд выбрасывался при помощи пара и поражал цель на расстоянии 6 стадий (около 1100 м).

Возможность применения пара вызывает сомнения. Слишком велико требуемое давление. Кроме того, эффективность применения паровой пушки на таком расстоянии, да еще по движущейся мишени, представляется весьма низкой. А если учесть, что Полибий и Плутарх прямо указывают: римский флот был сожжен, — то остается предположить, что Архимед использовал ракетные установки с зажигательными снарядами.

Только ракета могла пролететь свыше тысячи метров и причинить судну заметный ущерб. Точное попадание в цель не требовалось: достаточно, чтобы зажигательная смесь горела в воде. Это могла быть нефть или специальное масло. Возможно, такое, о котором говорится в Коране: «Зажигается оно от дерева благословенного маслины, ни восточной, ни западной. Масло ее готово воспламениться, хотя бы его и не коснулся огонь». Архимед скорее всего не являлся изобретателем смертоносного орудия. Он применил то, что знали уже до него. Во всех отраслях знания наличествует особый слой, уходящий корнями в те эпохи, когда, как принято считать, и речи быть нe могло о высоком интеллектуальном и техническом развитии общества.

«Греческий огонь» (только факты)

В 69 году н. э. во время столкновения войск враждующих римских партий вителианцев и флавианцев были использованы зажигательные снаряды (Корнелий Тацит. Сочинения в 2-х т., т. 2. Л., 1969, с. 138).

История китайской династии Тхань (Тан-шу) упоминает некое оружие, называемое Огонь, которое было использовано китайцами в 645 году при осаде Ляодуна. От его действия в городе погибло около 10 тысяч человек.

При осаде Константинополя в 673 году архитектор Каллиник из Гелиополиса применял «греческий огонь».

В 717 году Феофан в своей «Хронографии» рассказывает о взятии крепости Сидерон, находившейся в горном проходе между Цебельдой и Сухуми.

Спафарий Лев осадил крепость, но расположение и мощность крепостных укреплений не позволяли захватить ее. Лев договорился с защитниками крепости, что те впустят его с тридцатью воинами, если он пообещает не причинять им вреда. «Но слова своего, — пишет Феофан, — Лев не сдержал, а приказал своим тридцати спутникам: «Когда мы будем входить, захватите ворота, и пусть входят все». Как только это произошло, Спафарий приказал метать огонь в крепость. Начался большой пожар, и семьи стали выходить, взяв с собой, что только могли они унести из своего имущества».

В XIII веке татаро-монгольские войска под предводительством одного из сыновей Чингисхана встретились с войсками легендарного пресвитера Иоанна. «Иоанн выступил против них с соединенным войском и, сделав медные изображения людей, поместил их в седлах на лошадей, разведя внутри огонь, а сзади медных изображений поместил на лошадей людей с мехами, и со многими изображениями и лошадьми, так подготовленными, они вступили в бой... и когда они пришли на место боя, то послали вперед этих лошадей, одну рядом с другой, мужи же, бывшие сзади, положили что-то на огонь, который был в вышеназванных изображениях, и стали сильно дуть мехами. Отсюда произошло, что греческий огонь опалял людей, и воздух омрачился от дыма...» (Джиованни дель Плано Карпини. История монголов).

«Греческий огонь» (комментарий)

Из приведенных фактов можно, на мой взгляд, сделать следующие выводы:

1. Ракетное оружие известно в Индии, а затем в Греции в I тысячелетии до н. э.

2. Китайские и византийские войска имеют на вооружении ракеты уже в VII веке н. э.

3. В VIII-X веках вырабатывается тактика применения ракетного оружия, соответственно появляются разновидности ракетных установок: маломощные ручные, средней мощности, перевозимые на лошадях, большой мощности, используемые на морских судах.

4. Ракетный снаряд изготовлялся из керамики (славянский «вулканов горшок») или металла и заполнялся зажигательной смесью, состав которой долгое время держался в секрете.

Сочинение Марка Грека

Скоро секрет «греческого огня» стал известен благодаря книге Марка Грека «Книга об огне, служащем для сжигания врагов».

Видимо, значение ракетного оружия в военном деле настолько возросло, что понадобилась специальная книга, объясняющая, как им пользоваться. Это первый учебник для подготовки ракетчиков. До наших дней дошел латинский перевод XII века, где подробно указывается, как приготовить зажигательную смесь и что с нею потом делать: «Затем из этого приготовляют по желанию ракету или гром. Ракета должна быть длинной, и порох в ней должен быть набит плотно. Гром, наоборот, должен быть коротким и толстым и наполнен лишь наполовину. Оба конца должны быть при этом крепко обвязаны железной проволокой».

История изобретения ракетного оружия еще не исследована полностью. Легенды о его мощи передавались от народа к народу в широчайшем временном и географическом диапазоне. В китайском сочинении от 1259 года упоминается один из вариантов ракетной установки под грозным именем «Копье яростного огня». Так почему бы не предположить, что и Ольга применила нечто аналогичное в кампании против древлян?

Тайное оружие древних

ВАЛЕНТИН КОВАЛЕНКО, ВИТАЛИЙ НЕРУБЕНКО, г. Керчь

У стен древнего города кипела жаркая битва. Словно две могучие волны сходились и переплетались в жестокой схватке два войска. Звон оружия и доспехов, предсмертные крики людей и ржание поверженных лошадей сливались в одну страшную какофонию. А посреди этого беснующегося моря смерти, будто движущиеся утесы, возвышались огромные боевые слоны, подминавшие под себя кричащих от ужаса обреченных.

Чаша весов колебалась. Войска защитников дрогнули. Противник теснил их к распахнутым воротам города. Оставалось последнее средство. Правитель, еще раз взглянув на поле боя, поднял руку, подавая знак жрецам. «Оружие Брахмы! Оружие Брахмы!» — пронесся среди приближенных благоговейный шепот.

Несколько человек, облаченных в черные одеяния, вынесли из храма Брахмы длинный заостренный предмет: огромную железную стрелу, выглядевшую как гигантский посланец смерти. Ее аккуратно установили на специальный каменный пьедестал с длинным полированным желобом.

Жрецы в черном опустились на колени и, громко выкрикивая священные слова, призывали бога Брахму точно направить свое оружие на врагов. Затем встали и, орудуя под руководством старшего специальными воротами, подвернули каменную подставку, направляя стрелу на цель. Старшему жрецу подали факел, укрепленный на длинном бамбуковом шесте. Он подождал, пока все покинут площадку, и, укрывшись за каменным выступом, поднес факел к основанию железной стрелы.

Как тысяча змей прошипела она, как тысяча тысяч очагов выдохнула она дым и с ревом, подобным грому, сорвалась с места. Сверкающий снаряд, обладающий сиянием огня, был выпущен.

Густой туман внезапно покрыл войско осаждавших, все стороны горизонта погрузились во мрак. Поднялись несущие зло вихри. Тучи с ревом устремились за высоту неба...

Казалось, даже солнце закружилось. Мир, опаленный жаром этого оружия, казалось, был в лихорадке.

Слоны, обожженные пламенем оружия, бежали, объятые ужасом. Колесницы пылали огромными факелами. Люди, кони, слоны лежали вперемежку, сожженные страшным взрывом. Поднявшиеся тучи пыли и пепла закрыли солнце, и на землю спустился мрак.

Битва прекратилась сама собой. Уцелевшие воины осаждающих поспешили отойти на безопасное расстояние. Осажденные вернулись под прикрытие городских стен.

Император, осадивший город, в гневе потрясал кулаками. Приближенные ожидали скорой расправы. Неожиданно перед императором появился главный советник и пал ниц.

— Где? — закричал на него разъяренный владыка.

— О господин! — не поднимая лица, взмолился советник. — Едва на землю опустится темное покрывало ночи и в небе зажжется первая звезда, «Пламя Индры» будет перед твоими очами. О повелитель!

— Поторопись, презренный, иначе я лишу тебя головы, — скривился император и бросил злорадный взгляд на город.

Ободренные успехом, его защитники торопливо перевязывали раны, смывали пыль и пепел с одежды и оружия. По приказу правителя жрецы Брахмы вновь вынесли из храма несколько «огненных стрел». Они были гораздо меньше первой и изготовлены уже не из железа, а из толстых стволов бамбука. Их установили на деревянные лафеты, направив в сторону неприятеля.

Вдруг дозорные на башнях разразились отчаянными криками. На горизонте взметнулось багровое облако, полыхавшее яростными языками пламени. Из его глубины вылетело множество сверкающих снарядов, окрыленных золотом, и сотни громовых стрел, которые взрывались с грохотом и вертелись как сотни пламенных колес.

Оправившись от минутной паники, жрецы Брахмы лихорадочно наводили свое оружие. И вот уже сверкающие снаряды взмыли в ночное небо. С ужасающим шумом одна из вражеских «огненных стрел» разломилась пополам и обрушилась на землю. Но другие продолжали падать на обреченный город...

ЛЕГЕНДА ИЛИ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ?

Что это? Еще один фантастический рассказ о войне на другой планете? Нет, описываемые события происходили у нас на Земле — судя по всему, почти три тысячи лет назад. На существования ракетного оружия до нашей эры прямо и недвусмысленно указывают «Махабхарата» и «Рамаяна». Некоторые выдержки из этих древнеиндийских текстов непосредственно использованы в нашем рассказе. А что еще, кроме боевой ракеты, может скрываться за таким, например, описанием из «Махабхараты»:

...Метнул он, победы ища над Карною,
стрелу, что и солнцем зажглась и луною.
Стрела полетела — и грозное пламя
объяло всю землю — с лесами, полями...


Или из «Рамаяны»:

...Стрела златоперая все вещества и начала
Впитала в себя и немыслимый блеск излучала.
Окутана дымом, как пламень конца мирозданья,
сверкала и трепет вселяла в живые созданья.
И пешим войскам, и слонам, и коней поголовью
Грозила, пропитана жертвенным жиром и кровью...


Есть в этих эпосах и такие эпизоды, которые невольно вызывают у современного читателя ассоциации с... противоракетной обороной! Например, в «Махабхарате» говорится:

...Сверкал, словно молния, дротик летучий.
Но Арджуны стрелы нахлынули тучей...
Был дротик разбит. Иль сквозь тучи пробилась -
И молния на пять частей раздробилась?..

Имеется похожее место и в «Рамаяне»:

...Летело копье в поднебесье, огнем полыхая,

Гремящие колокола над землей колыхая.

Но это оружье воитель, в боях наторелый.

Сумел отвратить, посылая несчетные стрелы...

Косвенным подтверждением того, что подобные сражения действительно могли иметь место в глубокой древности, служат развалины древнеиндийского города Мохенджо-Даро (в переводе «Холм мертвых»), разрушенного три с половиной тысячелетия назад. Город погиб внезапно, разрушенный и сожженный непонятной силой. Руины города сохранили следы мощного взрыва, внезапного и сильного оплавления. Разумеется, сенсационные гипотезы, объясняющие разрушение Мохенджо-Даро применением ядерного (I) оружия, ничего, кроме справедливых сомнений, не вызывают. Однако бесспорно: без взрывчатых веществ — например, пороха — обойтись здесь было нельзя.

КТО ИЗОБРЕЛ ПОРОХ?

До сих пор не утихают споры о том, кто из европейцев первым придумал порох (см. «ТМ» № 3 за 1985 год). Однако никто из них не был первым. На Востоке секрет изготовления пороха был известен гораздо раньше. В настоящее время ученые склоняются к выводу, что в I веке н. э. рецепт его приготовления попал в Китай из Индии, а не наоборот, как считалось раньше. Истоки этого открытия теряются в глубокой древности. Существует даже легенда, что войска Александра Македонского, осаждавшие один из индийских городов, были обстреляны пороховыми ракетами и в ужасе бежали...

Возникает, правда, вполне справедливое недоумение. Если столь страшное и эффективное оружие, как ракетное, было изобретено в глубокой древности, то почему же оно не получило широкого применения?

Прежде чем ответить на этот вопрос, напомним одну поучительную историю. Ашока, правивший Индией в 268-232 годах до н. э., решил прославить свое имя наиболее достойным, как он считал, способом — победоносной войной. После ожесточенной битвы с войсками соседнего царства на поле боя остаюсь около 100 тысяч погибших. Ашоку так потряс вид побоища, что он отказался от войн и все остальные годы своей жизни посвятил науке. Легенда гласит, что он поклялся сделать все от него зависящее, дабы человеческие познания никогда не смогли быть направлены на уничтожение людей...

Можно, конечно, считать эту историю всего лишь красивой легендой. Но есть немало фактов, подтверждающих, что уже в те далекие времена находилось немало деятелей, которые понимали трагические последствия распространения самого совершенного оружия. Они, как только могли, скрывали его секреты и в тайну его производства посвящали, возможно, лишь жрецов — как людей, наиболее независимых от военачальников. Упоминание об этом можно найти и в «Махабхарате».

Применять ракетное оружие в Индии вынуждали лишь особые обстоятельства. Оно, в частности, широко использовалось индусами в борьбе с английскими колонизаторами в XVIII веке. Но, как известно, к победе не привело. В чем тут причина? Что помешало этому грозному средству, выражаясь словами «Рамаяны», вселять трепет «и пешим войскам, и слонам, и коней поголовью»?

Надо прямо сказать: ракеты, с которыми встретились европейцы, отнюдь не были тем «абсолютным оружием», о котором мы знаем из эпических поэм. С другой стороны, изготавливались они явно по древним рецептам. Самое простое объяснение этого противоречия таково: поэты склонны к преувеличениям, и составители древнейших эпосов не являлись в этом смысле исключением. Необходимо учитывать и тот чисто психологический эффект, который производили ракеты, — летящий ракетный снаряд даже сейчас представляет собой фантастическое зрелище. А вот к описанию страшных опустошений на поле битвы, к утверждениям насчет тысяч колесниц, людей и слонов, которые были сожжены, испепелены на месте, отнесемся скептически.

И правильно сделаем. Пороховая ракета, даже сравнительно большая, на такое не способна.

Так что пороховые ракеты индусов скорее всего были в значительной мере чисто психологическим оружием. Напугать, ошеломить врага огненным дождем, а потом бери его хоть голыми руками! А практическое применение находили прежде всего при битвах за города. Такие, как Мохенджо-Даро.

Или тот же Коростень...



Различные образцы ракетного оружия, употреблявшегося в прошлом.