«Земля и Вселенная» 1993 №5




Из истории науки



Советские программы
пилотируемых полетов
к Луне


И. А. МАРИНИН,

С. X. ШАМСУТДИНОВ

ТО «Видеокосмос»



Продолжение. Начало см. в № 4, 1993.

«Н1-Л3» — ПРОГРАММА ВЫСАДКИ НА ЛУНУ

3 августа 1964 г. ЦК КПСС и Совет Министров СССР издали совместное постановление «О работах по исследованию Луны и освоению космического пространства». Этим документом программе высадки человека на поверхность Луны, носившей обозначение «Н1-Л3», придавалось первостепенное значение («Н-1» — название ракеты-носителя, «Л3» — связки космических аппаратов, на которых космонавты должны были совершить полет к Луне, посадку и возвращение к Земле).

В сентябре 1962 г. обновленный проект ракеты «Н-1» был рассмотрен экспертной комиссией и тогда же принято решение о создании к 1965 г. на ее базе ракеты грузоподъемностью 75 т. и к 1964 г. стартовой позиции для нее на космодроме Байконур.

Проектом «Н1-Л3» первоначально предусматривался пилотируемый полет к Луне и посадка на нее по трехпусковой схеме. На околоземную орбиту двумя ракетами «Н-1» выводятся два блока, после стыковки образовывавших лунный корабль. К нему ракетой-носителем (РН) «Союз» на специальном корабле доставляется экипаж, и вся связка совершает прямой перелет на Луну. Стартовав затем с ее поверхности, взлетная часть возвращается к Земле. Впрочем, тогда же разрабатывались и другие варианты лунных экспедиций.

Вскоре в ОКБ-1, занимавшимся созданием РН «Н-1», нашли возможность увеличить её грузоподъемность до 95 т, что позволяло провести экспедицию к Луне по однопусковой схеме. Начались проектные работы, и 25 декабря 1964 г. С. П. Королев подписал предэскизный проект комплекса «Н1-Л3».

С. П. Королеву удалось победить в довольно жесткой конкуренции с главными конструкторами других предприятий — В. П. Челомеем и М. К. Янгелем, предлагавшим свои проекты ракет для полета к Луне — «УР-700» и «Р-56», и в сентябре 1966 г. экспертная комиссия под председательством президента АН СССР М. В. Келдыша одобрила программу «Л-3». Был утвержден график ее разработки, а в феврале 1967 г., после появления Постановления Совета Министров об ускорении работ по исследованию Луны, подготовка, наконец-то, развернулась полным ходом. В III квартале 1967 г. планировалось проведение испытаний ракеты «Н-1», а в III квартале 1968 г. — высадка человека на поверхность Луны, т. е. были установлены сроки, обеспечивающие Советскому Союзу приоритет в высадке на Луну, хотя вся программа была утверждена на целых пять лет позже, чем американский проект «Аполлон».

СХЕМА ПОЛЕТА

Ракета-носитель «Н-1» со стартовой массой около 2750 т, стартовав с космодрома Байконур, выводит на промежуточную околоземную круговую орбиту высотой 220 км лунный ракетный комплекс (ЛРК) массой 91,5 т и длиной 30 м с двумя космонавтами на борту. ЛРК состоит из четырех основных частей: лунного орбитального корабля (ЛОКа), лунного корабля (ЛК), тормозного ракетного блока «Д» и разгонного ракетного блока «Г».

На орбите ЛРК ориентируется, включается двигатель блока «Г», и комплекс переводится на траекторию перелета к Луне. Отработавший блок «Г» отделяется, а коррекции движения, в случае необходимости, космонавты совершают с помощью двигателя блока «Д». При подлете к Луне блок «Д» включается на торможение и ЛРК переходит на круговую орбиту спутника Луны высотой 110 км. Еще одна коррекция, и орбита становится эллиптической с минимальной высотой 16 км.


Схема полета пилотируемой экспедиции к Луне по программе «Н1-Л3». Цифрами отмечены следующие этапы: 1 — старт ракеты «Н-1», 2 — старт лунного ракетного комплекса (ЛРК) к Луне, 3 — коррекции траектории движения, 4 — переход ЛРК на орбиту искусственного спутника Луны, 5 — переход космонавта из лунного орбитального корабля в лунный корабль и их разделение, 6 — переход на орбиту спутника Луны, 7 — применение посадочного устройства, 8 — старт лунного взлетного аппарата (ЛВА) с Луны, 9 — встреча ЛВА с лунным орбитальным кораблем на орбите спутника Луны, 10 — стыковка и переход космонавта из взлетного аппарата в орбитальный корабль, 11 — старт к Земле, 12 — коррекция траектории полета, 13 — отделение спускаемого аппарата от орбитального корабля, 14 — вход в атмосферу со второй космической скоростью, 15 — мягкая посадка


Ракета-носитель «Н-1» с лунным ракетным комплексом


Космонавты из спускаемого аппарата переходят в бытовой отсек ЛОКа и, надев скафандры, разгерметизируют его (в дальнейшем он используется как шлюзовая камера). Затем командир через открытый космос переходит в лунный корабль, который после этого вместе с блоком «Д» выталкивается из цилиндрической оболочки, раскрываются посадочные стойки лунного корабля, а пустая цилиндрическая оболочка ЛК отделяется от ЛОКа.

Вслед за ориентацией ЛК, на высоте 16 км, двигатель блока «Д» вновь включается на торможение и корабль вместе с блоком «Д» направляется к Луне. На высоте 3-4 км ЛК совершает «мертвую петлю», во время которой блок «Д» отделяется от корабля. Этот маневр был необходим для того, чтобы посадочный радиолокатор ЛК не принял отделившийся блок за лунную поверхность и автоматика не включила раньше времени двигатель ракетного блока «Е», с которым должно было производиться дальнейшее торможение.

Блок «Д» падает на поверхность Луны, а пилот, используя автоматическое и ручное управление двигателями ориентации и регулируя тягу двигателя блока «Е», совершает посадочный маневр и опускается на поверхность. Вся процедура от момента отделения блока «Д» до посадки занимает немногим более минуты и поэтому возможность маневрирования лунного корабля над поверхностью для выбора места прилунения ограничена лишь несколькими сотнями метров.

После посадки лунного корабля пилот, отдохнув и проверив работу систем, открывает люк кабины и, спустившись по трапу, ступает на поверхность. От весьма вероятного падения на спину его должен был предохранять легкий обруч, надеваемый сразу после выхода из ЛК. Автономная система жизнеобеспечения скафандра позволяла находиться на поверхности Луны около четырех часов. За это время космонавт должен был установить на Луне государственный флаг СССР и научные приборы, собрать образцы лунного грунта, провести телевизионный репортаж, фото— и киносъемку района прилунения.

Вернувшись в ЛК и наполнив кабину воздухом, космонавт мог открыть шлем скафандра для принятия пищи. Затем, включив в определенный момент двигатель блока «Е», лунный взлетный аппарат, отделившись от лунного посадочного агрегата, должен был возвратиться на лунную орбиту.

Сближение и стыковка выполняются без помощи наземных средств слежения и ЦУПа автоматически. Активным кораблем выступает ЛОК, пассивным — ЛК. Пилот ЛОКа, одетый в скафандр, перейдя в случае необходимости на ручное управление, может вмешаться в ход операции. После стыковки командир экипажа покидает кабину ЛК и переходит по наружной поверхности в бытовой отсек ЛОКа. Пилот ЛОКа готов прийти ему на помощь. Затем БО герметизируется, наполняется воздухом, космонавты снимают скафандры и занимают место в спускаемом аппарате, захватив с собой контейнер с образцами лунного грунта. Бытовой отсек отделяется от ЛОКа вместе с ЛК и блоком ДОК, космонавты проводят ориентацию орбитального корабля и, включив двигатель ракетного блока «И», выводят корабль на траекторию полета к Земле.

При необходимости на трассе Луна — Земля экипаж выполняет коррекцию движения корабля, включая двигатель блока «И». При подлете к Земле СА отделяется, совершает управляемый спуск в атмосфере и, используя парашютную систему и двигатели мягкой посадки, приземляется на территории СССР.

РАКЕТА-НОСИТЕЛЬ «Н-1» И СТАРТОВЫЙ КОМПЛЕКС

Ракета имеет поперечное деление ступеней. На первой ступени (блоке «А») стояли 30 однокамерных основных ЖРД (шесть по центру, 24 — по периферии) и шесть рулевых сопел. Ракета могла совершать полет при двух отключенных парах противоположно расположенных двигателей блока «А». Вторая ступень (блок «Б») была оснащена восемью однокамерными ЖРД «НК-15Б» и четырьмя рулевыми соплами управления по крену и могла лететь с одной отключенной парой ЖРД блока «Б». На третьей ступени (блок «В») устанавливались четыре однокамерных ЖРД «НК-19» и четыре рулевых сопла управления. Ступень могла продолжать полет при одном неработающем ЖРД. РН оснащалась системой координации одновременной работы двигателей «КОРД», которая, в случае необходимости, должна была отключать неисправные и противоположные им двигатели.

В 1964 г. для запуска «Н-1» и предполетных проверок систем носителя и ЛРК под руководством главного конструктора В. П. Бармина началось строительство на космодроме Байконур специального стартового комплекса и других сооружений. Комплекс «площадка 110» состоял из двух пусковых установок со 145-метровыми башнями обслуживания, через которые выполнялась заправка РН, ее термостатирование, электропитание и посадка экипажа. По окончании этих операций башня отводилась, а ракета оставалась на стартовом столе, удерживаемая за днище 48-ю пневмомеханическими замками. Вокруг каждой пусковой установки размещались четыре молниеотвода высотой 180 м. Всего на «площадке 110» построили более 90 сооружений. Помимо стартового комплекса возвели монтажно-испытательный корпус (МИК), где прибывшую по частям железной дорогой ракету-носитель собирали в горизонтальном положении.

В МИКе космических объектов корабль проходил предполетные проверки, монтировался с другими блоками лунного ракетного комплекса, закрывался обтекателем. Затем железной дорогой его отправляли на заправочную станцию, где производилась заправка топливом баков лунного ракетного комплекса. Заправленный ЛРК перевозился в МИК ракеты-носителя, где к тому времени на транспортно-установочном агрегате уже находилась собранная и проверенная РН «Н-1». Здесь ЛРК с обтекателем и системой аварийного спасения монтировался к третьей ступени ракеты, после чего весь комплекс вывозился на стартовую позицию.

Испытания первого стартового комплекса с макетами «Н-1» и лунного ракетного комплекса продолжались с 25 ноября 1967 г. до января 1969 г., после чего началась подготовка к запуску первого летного экземпляра «Н-1».

ЛЕТНО-КОНСТРУКТОРСКИЕ РН ИСПЫТАНИЯ «Н-1»

В ноябре 1967 г. стало ясно, что сроки, принятые в феврале, нереальны и летно-конструкторские испытания «Н-1» перенесли на III-й квартал 1968 г. Но и новый график не выдерживался — не хватало денежных средств. Только 7 мая 1968 г. летный образец РН «Н-1» был вывезен на стартовую позицию. Начались длительные проверки и доработки...

Первый испытательный полет состоялся 21 февраля 1969 г. ЛОК и ЛК заменили автоматическим кораблем 7К-Л1С, оснащенным многими системами корабля «Л-3» и мощной фотоаппаратурой. В случае успешного запуска, он должен был выйти на орбиту Луны, сделать ее качественные фотоснимки и доставить их на Землю. В 12 ч 17 м 55 с включились двигатели первой ступени, а через 13 с РН оторвалась от стартового стола. Хотя между 3-й и 10-й секундами система «КОРД» ошибочно отключила два двигателя 1-й ступени, ракета все же продолжала полет. На 66-й секунде из-за сильной вибрации оборвался трубопровод окислителя одного из двигателей и начался пожар. Ракета могла бы лететь, но на 70-й секунде, на высоте 14 км, система «КОРД» отключила сразу все двигатели, и ракета упала в степь. Проанализировав причины аварии, конструкторы решили установить на ракету фреоновую систему пожаротушения.
ЛУННЫЙ ОРБИТАЛЬНЫЙ КОРАБЛЬ, ЛОК


Лунный орбитальный корабль
ЛУННЫЙ КОРАБЛЬ, ЛК


Лунный корабль

ЛОК, хотя и создавался с учетом опыта разработки пилотируемого корабля «Союз», тем не менее был совершенно новым космическим аппаратом. Он состоял из спускаемого аппарата, бытового, приборно-агрегатного отсеков, блока двигателей ориентации комплекса, блока «И» и энергоотсека.

Герметичный спускаемый аппарат (СА) длиной 2,19 м и максимальным диаметром 2,2 м был основным местом работы экипажа (из двух космонавтов), стартовавших и совершавших полет без спасательных скафандров, в спортивных костюмах. В СА размещались: пульт управления системами корабля, система жизнеобеспечения, бортовая ЭВМ и ряд других систем. В верхней части СА располагался герметичный люк для перехода космонавтов в БО корабля.

Снаружи СА закрывался слоем теплозащиты и экранно-вакуумной теплоизоляцией, а его донная часть — усиленным теплозащитным экраном, который сбрасывался перед посадкой на Землю. У основания СА располагались газовые двигатели системы управления спуском (работающие на перекиси водорода).

Бытовой отсек (БО) предназначался для отдыха космонавтов на пути к Луне, а также для использования в качестве шлюзовой камеры при выходах в открытый космос для перехода в ЛК и обратно в ЛОК. Длина отсека составляла 2,26 м, а максимальный диаметр — 2,3 м. В нем располагалось два гермолюка: нижний — для сообщения с СА и боковой — для посадки экипажа в корабль на стартовой позиции и выхода в открытый космос. Здесь же размещался шкаф с двумя скафандрами, запасы продуктов питания и воды, кино — и фотоаппаратура и некоторые системы жизнеобеспечения. Перед иллюминатором, установленном в сферическом блистере, размещался пульт управления, позволяющий пилоту ЛОКа управлять кораблем при сближении и стыковке с ЛК. Блок двигателей ориентации комплекса в верхней части БО имел массу 800 кг и длину 1,56 м и включал в себя шесть сферических баков с 300 кг топлива (НДМГ и AT) и четыре баллона с газом для наддува топливных баков.

Приборно-агрегатный отсек (ПАО) представлял собой цилиндр с максимальным диаметром 2,2 м и длиной 2,82 м, состоящий из трех отсеков: герметичного приборного отсека (ПО) и негерметичных переходного отсека (ПхО) и агрегатного отсека (АО). В ПО находились приборы и аппаратура систем радиосвязи, телеметрии, командной радиолинии, ориентации и управления движением корабля.

Ракетный блок «И» состоял из двухкамерного разгонного двигателя (тягой 3388 кгс) с рулевыми соплами, однокамерного двигателя сближения и коррекции многократного (до 35 раз) включения (417 кгс) и сферического топливного бака диаметром 1,9 м с герметичной внутренней перегородкой для разделения компонентов топлива (НДМГ и AT). Блок «И» размещался внутри агрегатного (АО) и энерго-отсеков (ЭО). При этом топливный бак занимал почти половину объема АО.

Кроме двигателей блока «И» в ЭО находились 16 двигателей ориентации ЛОК (топливо для них поступало из баков ракетного блока «И»). Здесь же был и электрохимический генератор «Волна-20», обеспечивавший электроэнергией весь ЛРК во время выведения на орбиту и полета к Луне.

ЛК (начальная масса — 5,5 т) состоял из двух разделяющихся частей: лунного посадочного агрегата (ЛПА) и лунного взлетного аппарата (ЛВА).

ЛПА предназначался для посадки ЛК на поверхность Луны и состоял из каркаса с максимальным диаметром 2,27 м и четырех опор лунного посадочного устройства (ЛПУ), на стойках которых устанавливались четыре твердотопливных двигателя для прижатия опор к поверхности Луны в момент посадки ЛК. Снаружи на ЛПА крепился герметичный навесной приборный отсек с посадочным радиолокатором и комплексная исследовательская установка массой 105 кг, в состав которой входил операционный манипулятор массой 59,17 кг и бур с ресурсом работы 60 мин. Здесь также располагались две откидывающиеся остронаправленные параболические антенны системы радиосвязи, три аккумуляторные батареи, трап для спуска космонавта на поверхность Луны и четыре баллона с водой для испарителя системы терморегулирования.

ЛВА состоял из кабины космонавта, приборного отсека, отсека двигателей ориентации и ракетного блока «Е».

Кабина с размерами 2,3X3,0 м предназначалась для одного космонавта, который, стоя в скафандре, фиксировался специальным приспособлением перед приборной доской и пультом управления. Азотно-кислородная атмосфера кабины с давлением 560 мм. рт. ст. с пониженным содержанием азота позволяла открывать гермошлем для приема воды и пищи. Пульт управления ЛК располагался справа от космонавта.

В передней части кабины имелась полусферическая вогнутость с иллюминатором и коллиматорным устройством (с углом обзора 7°), на которое с помощью оптической системы проецировалось место посадки. Они позволяли визуально наблюдать за процессом автоматической посадки ЛК, и в случае необходимости перейти на ручное управление. В верхней части кабины, над вогнутостью, располагался еще один иллюминатор с широкоугольным визиром, через который космонавт мог наблюдать за процессом стыковки с лунным орбитальным кораблем и ориентировать ЛК.

Лунный корабль был рассчитан на автономное существование в течение двух суток.

Отсек двигателей ориентации имел высоту 0,68 м. Внутри него было два топливных бака с запасом топлива более 100 кг и система подачи топлива. Двигатели объединялись в четыре блока (по два ЖРД тягой по 40 кгс и два ЖРД тягой по 10 кгс).

Вокруг стыковочного устройства располагался кольцеобразный экран-радиатор системы терморегулирования ЛК, защищавший ДО и кабину корабля от соударения со стыковочным узлом ЛОКа в случае неудачной стыковки.

Ракетный блок «Е» массой более 2 т жестко крепился к нижней части кабины ЛВА и имел основной однокамерный двигатель с широким диапазоном регулирования тяги, резервный двухкамерный двигатель (оба с тягой по 2050 кгс), тороидальный бак с окислителем (AT) и чечевицеобразный бак с горючим (НДМГ).

Основной двигатель обеспечивал гашение скорости и горизонтальное маневрирование ЛК при посадке на Луну с высоты 1-3 км до нескольких сот метров и выведение ЛВА на орбиту вокруг Луны.

Тормозной ракетный блок «Д» предназначался для проведения коррекций траектории движения ЛРК на трассе полета Земля — Луна, для выдачи тормозного импульса и выведения ЛРК на орбиту Луны и для торможения ЛК до высоты 1-3 км. Блок «Д» (длина — 5,7 м) имел наружную сбрасываемую цилиндрическую оболочку диаметром 3,7 м, и был оснащен одним однокамерным двигателем многократного включения тягой более 5 тс (горючее — керосин, окислитель — жидкий кислород).

В отличие от ЛОКа и ЛК блок «Д» был испытан, полностью отработан и с 1967 г. используется в качестве разгонной ступени РН «Протон».

Разгонный ракетный блок «Г» (длина более 8 м) предназначался для разгона всего ЛРК к Луне.


Второе испытание «Н-1» с автоматическим кораблем 7К-Л1С и макетом ЛК состоялось 3 июля 1969 г. В 23 ч 18 м 32 с ракета оторвалась от стартового стола, но когда она поднялась немного выше молниеотводов, взорвался один из двигателей, и возник пожар. Подъем резко замедлился, ракета начала наклоняться. Сработала система аварийного спасения, и СА корабля 7К-Л1С приземлился в двух километрах от стартовой позиции. РН упала на стартовый стол, от взрыва разрушился стартовый комплекс и все шесть подземных этажей стартового сооружения. Один из молниеотводов упал, свернувшись спиралью, 145-метровая башня обслуживания оказалась сдвинутой с рельсов. Несмотря на значительное разрушение стартовых сооружений, обошлось без человеческих жертв.

Причиной взрыва оказался посторонний предмет, попавший в кислородный насос двигателя № 8 за 0,25 с до подъема. Это привело к взрыву насоса, а затем и самого двигателя. После установки фильтров такое не должно было повториться. На доработку и испытания двигателей конструкторам потребовалось почти два года.

Третий пуск «Н-1» (со второго стартового комплекса) состоялся 27 июня 1971 г. Полезной нагрузкой служил лунный ракетный комплекс с макетами ЛОК и ЛК. В 2 ч 15 м 5 с РН, оторвавшись от стартового стола, начала подъем. В этот раз программой полета предусматривался маневр увода РН от стартового комплекса. После его выполнения из-за возникновения неучтенных газодинамических моментов ракета стала наклоняться. Через 4,5 с угол наклона составил 14°, через 48 с — около 200°, продолжая увеличиваться. От больших перегрузок при вращении на 49 с полета началось разрушение блока «Б», и от комплекса оторвалась головная часть вместе с третьей ступенью, которые упали в 7 км от стартовой позиции. I и II ступени продолжили полет, но на 51-й секунде «КОРД» отключила все двигатели, ракета упала в 20 км и взорвалась, образовав воронку 15-метровой глубины.

Итогом работы комиссии, расследовавшей причину аварии, было решение вместо шести рулевых сопел установить на первой и второй ступенях по четыре рулевых двигателя.

Последнее испытание ракеты-носителя «Н-1» со штатным ЛОКом и ЛК, выполненными в беспилотном варианте, состоялось 23 ноября 1972 г. Старт был дан в 9 ч 11 м 52 с. На 90 секунде полета в соответствии с программой (за 3 с до отделения 1-й ступени) двигатели перешли в режим конечной тяги. Отключились шесть центральных ЖРД, отработавших расчетное время. Затем скорость подъема резко снизилась. Это привело к возникновению гидравлического удара, из-за чего разрушились топливные трубопроводы и начался пожар. Ракета взорвалась на 107-й секунде полета. Больше испытаний РН «Н-1» не проводилось, хотя конструкторы надеялись, что пуск, намеченный на август 1974 г., будет успешным.

ЛЕТНО-КОНСТРУКТОРСКИЕ ИСПЫТАНИЯ ЛУННОГО КОРАБЛЯ И ЛУННОГО ОРБИТАЛЬНОГО КОРАБЛЯ

Параллельно с испытаниями ракеты-носителя проводились ЛКИ лунного корабля на орбите Земли. Этот его беспилотный вариант получил обозначение Т2К и состоял из ЛВА без стыковочного агрегата и ЛПУ без опорных «ног». Под названием «Космос-379» он был 24 ноября 1970 г. выведен на околоземную орбиту высотой 192-232 км ракетой «Союз». На четвертые сутки полета после проверок оборудования и расшифровки телеметрии был включен двигатель блока «Е», который сымитировал зависание над лунной поверхностью (апогей увеличился до 1210 км). Затем ЛПУ было отделено от ЛВА, проведено второе включение двигателя блока «Е», имитирующее взлет с поверхности Луны в режиме максимальной тяги (в результате апогей увеличился до 14035 км). После этого успешно произведена «репетиция» маневров при стыковке с ЛОКом.

Ракета-носитель «Н-1» на стартовой позиции перед очередным испытательным полетом (снимок с экрана монитора)

Второе испытание лунного корабля в варианте Т2К началось 26 февраля 1971 г. (корабль получил обозначение «Космос-398») и прошло по той же программе, что и предыдущие, но с имитацией нештатных ситуаций. В этот раз апогей орбиты лунного корабля достиг 10 903 км.

Третье орбитальное испытание лунного корабля под названием «Космос-434» состоялось 12 августа 1971 г. После двух включений двигателя блока «Е» Т2К вышел на орбиту высотой 186X11804 км. На этом ЛКИ лунного корабля, подтвердившие его высокую надежность, успешно закончилась.

Последнее испытание ЛК в автоматическом режиме намечалось провести во время четвертого пуска РН «Н-1» 23 ноября 1972 г. На ракете установили штатные ЛОК и ЛК, оснащенные для автоматического полета. Лунный ракетный комплекс в случае удачи должен был выполнить полную программу полета с посадкой на Луну, взлетом и стыковкой в беспилотном режиме. К сожалению, из-за аварии ракеты-носителя это не удалось.

Во время этого запуска планировалось и первое испытание штатного ЛОКа. Его упрощенный вариант (Т1К) разрабатывался для этой цели в ОКБ-1 под руководством ведущего конструктора В. Е. Бугрова. ЛОК должен был запускаться с помощью РН «Протон», но программу отменили: было решено производить летно-конструкторские испытания ЛОКа в составе корабля «Л-3». Для этого он устанавливался на автоматическом корабле «7К-Л1С» при запуске РН «Н-1». Но из-за взрыва ракеты-носителя испытание не состоялось.

К этому времени американская программа «Аполлон» успешно завершилась, на поверхности Луны побывало 12 астронавтов, и советская программа не принесла бы желаемых политических результатов. Поэтому руководство СССР потеряло к ней интерес, финансирование сократилось, работы все более и более замедлялись. Была принята «генеральная линия космонавтики на создание долговременных пилотируемых орбитальных станций».

Желая возродить программу посадки на Луну, в ОКБ-1 проект пересмотрели и дали ему название «Н1-Л3М». Новая лунная экспедиция могла теперь состояться в конце 1970-х гг. Но в мае 1974 г. преемника Королева В. П. Мишина, возглавлявшего ОКБ-1, отстранили от занимаемой должности. 15 мая 1974 г. принято решение о приостановке работ по проекту, а в 1976 г. программу высадки на Луну закрыли окончательно. Две подготовленные к пускам ракеты «Н-1» и документация по ним были уничтожены.

Одной из главных причин неудачи проекта «Н1-Л3» академик В. П. Мишин считает распыление средств между несколькими аналогичными программами: разработка ракет «Н-1», «УР700» и «Р-56» в разных ОКБ, создание кораблей типа 7К (варианты «Союзов»), а также программы облета УР500К-ЛК1 и УР500К-Л1, работы по автоматическим станциям в КБ им. Бабакина, множество непрекращающихся военных программ, в том числе программы «Спираль», «Алмаз» и др. Ограниченное финансирование вело к экономии на всем, даже на испытательной базе. Всё это, соединенное с существенным политическим значением, придаваемым лунным проектам, привело к известному печальному результату.

Рейтинг@Mail.ru Топ-100