Me-163D/Ju-248/Me-263
ракетный истребитель-перехватчик
Главными недостатками Ме.163В были очень
нестабильное топливо ракетного двигателя, как следствие непредсказуемая работа
мотора, малая продолжительность активного полета и неспособность рулить после
посадки - самолет следовало поднять на взлетную тележку, чтобы потом буксировать
трактором или на трейлере. В результате могла сложиться ситуация, что взлетная
полоса забивалась неподвижными самолетами, крайне уязвимыми от налетов охотников.
Эти недостатки были специально рассмотрены еще до поступления Ме.163В на
вооружение, и если с нестабильностью ракетного топлива на Мессершмитте мало что
могли поделать, то проблема продолжительности полета и маневренности
на земле была решаемой, и на чертежных досках конструкторов Липпиша в начале 1944 г
появились два проекта - Ме.163С и Ме.163D.
Если первый из них был лишь промежуточным решением с использованием
двигателя HWK 509C-1 с крейсерской камерой сгорания и несколько увеличенной емкостью
топливных баков, то Me.163D представлял собой фактически другой самолет с удлиненным на
0,85 метра фюзеляжем, вмещавшим большой запас топлива и убираемое трехстоечное шасси.
Me.163D сохранил от предшественника крыло, но его конструкция была изменена,
чтобы увеличить емкость крыльевых баков с С-топливом - до 95 л в баке перед главным лонжероном и до
245 л за ним. Еще один бак на 160 л был поставлен в фюзеляже сразу за главным лонжероном.
Этот бак использовался для питания двигателя на ускорениях. 970 л бак для Т-топлива
размещался сразу за перегородкой кабиной, 130 л бак был между главным и вспомогательным
лонжеронами и 500 л бак сразу за ними.
Двигатель был HWK 509C-1, все три стойки шасси убирались в фюзеляж гидравлически -
передняя назад под кабину пилота, а основные - вертикально.
Первый опытный Me.163D-V1 был готов в конце весны 1944 г. Планерные испытания с
фиксированными стойками прошли успешно, но к этому времени в министерстве авиации
решили, что Мессершмитт просто не обладает необходимыми людскими ресурсами, чтобы
довести Me.163D, учитывая другие работы компании. В результате последовала
инструкция перевести работы по самолету в Дессау на Юнкерс. Под руководством
профессора Хертеля (Heinrich Hertel) самолет несколько перепроектировали, после чего он
был назван Ju.248.
В основном переделки получил фюзеляж, в частности была введена
гермокабина. Неподвижные предкрылки были заменены на автоматические, а площадь
закрылков была увеличена. Гаргрот за кабиной был срезан, а фонарь кабины стал
каплевидным, типа сэндвич. Фюзеляж цельнометаллической конструкции
выполнялся из трех секций. Передняя вмещала кабину, нишу носового колеса, радиостанцию
и генератор. Она приклепывалась к основной секции, вмещавшей баки и ниши основных
стоек шасси. Задняя секция была отъемной для обеспечения обследования двигательной
установки. Фюзеляж имел съемные панели работающей обшивки, обеспечивающие доступ
к бакам.
Бронированный носовой конус от Me.163B на самолет не ставился, а защита пилота
обеспечивалась 20мм плитой, прикрывавшей ноги и половину туловища, двух 12-мм
бронеплит, прикрывавших верхнюю часть туловища, и 100-мм бронестекла. Сзади были 20-мм
заголовник и 12-мм бронеспинка. Вооружение состояло из 30 мм пушек МК 108 с 75 снарядами на
ствол в корне крыльев. Боезапас был в фюзеляже над нишами шасси - всего 150
снарядов. Радиооборудование включало ответчик FuG 25a, радиостанции FuG 16zy и FuG 16zvg, но
их планировали заменить на FuG 15, сочетающую частотную и амплитудную модуляции и пеленгатор.
Ju.248-V1 (DV+PA) был закончен в Дессау в августе 1944 г. Первые испытания проводились
в безмоторном полете - самолет поднимался в воздух за Ju.188. К сентябрю был установлен
ракетный двигатель HWK 509C-4. Были подготовлены и одобрены RLM планы серийного
производства. Но министерство авиации настояло на возвращении к первоначальному
названию Ме.263. Ракетный двигатель HWK 509C планировалось заменить на BMW 708, работавший
на азотной кислоте, тяга которого ожидалась в 2500 кг. На совещании 22 декабря 1944 г в
Берлине у главы проектной комиссии доводке Ме.263 уделялось особое внимание.
Однако Ju.248-V1 или Me.263-V1 так и остался в единственном числе. Изменение
военной ситуации не позволило завершить подготовку серийного производства Me.263A-1.
Опытный самолет был захвачен Красной Армией на полигоне в Дессау и направлен в Советский Союз.
Конструкторское бюро Микояна и Гуревича получило задачу
довести Ме.263. Опыты с Me263V1 завершены в 1946 году.
Не имея опыта работы со стреловидными крыльями и испытывая
сомнения относительно схемы бесхвостка, Микоян решил отказаться от того и другого.
Фюзеляж Ме.263 получил прямое крыло тонкого профиля и горизонтальное оперение на киле.
Этот ракетоплан получил обозначение И-270(Ж).
Первый полет состоялся в 1946 г, но испытания вскоре были прерваны.
Описание | ||
---|---|---|
Конструкция | А.Липпиш | |
Обозначение | Me-263A-1 | |
Тип | одноместный истребитель-перехватчик | |
Первый полет | 1944 | |
Экипаж, чел. | 1 | |
Геометрические характеристики | ||
Длина, м | 7,9 (7,83) | |
Высота, м | 3,1 (3,17) | |
Размах крыла, м | 9,5 | |
Площадь крыла, кв.м | 17,8 | |
Стреловидность крыла, град | 23° | |
Масса | ||
Максимальная взлетная, кг | 5150 (5300) | |
Пустого, кг | 2100 (2200) | |
Топливо, л | ||
Силовая установка | ||
Число двигателей | 1 | |
Двигатель | ЖРД Walter HWK 509C-4 | |
Тяга двигателя, кгс (кН) | основная камера | (19,6) |
вспомогательная камера | (3,92) | |
Летные данные | ||
Максимальная скорость полета, км/ч | у земли | - |
на высотах 3000-10000 м | 990 (880) | |
Дальность полета (включая набор высоты и без планирования), км | у земли | 95 |
на высоте 6300 м | 145 | |
на высоте 11000 м | 165 (200) | |
Максимальная продолжительность полета, мин | у земли | 9 |
на высоте 6300 м | 13,2 | |
на высоте 11000 м | 15 | |
Потолок, м | 16000 | |
Время подъема на высоту 15000 м, мин | 3 | |
Начальная скороподъемность, м/с | 70 (83,3) | |
Вооружение | ||
Пушки | 2* 30-мм MK 108 |
Помогали:
Источники информации:
- «Чудо-оружие третьего рейха» / Ненахов Ю.Ю., Харвест, 1999/
- «Реактивные самолеты Люфтваффе» / Запольскис А.А., Минск, Харвест, 1999 /
- Крылья Люфтваффе (боевые самолеты третьего рейха) / Перевод А.Фирсова, 1993 /
- I-270, Ju 248 / Me 263 Comparison
- MESSERSCHMITT ME-163 KOMET