Airbus

A-380
дальнемагистральный пассажирский самолет сверхбольшой вместимости

Семейство аэробусов     В середине 90-х гг. западноевропейский консорциум Airbus решил дополнить семейство своих аэробусов моделью, способной перевозить более 500 пассажиров, нарушив тем самым монополию Boeing Jumbo Jet. Поскольку стоимость программы оценивалась в 8-10 млн.$, необходимо было найти источники финансирования. С этой целью Airbus подписал соглашения о разделении 20% риска с компаниями Alenia, Belairbus, Fokker Aviation, Saab и Finnaviatec. Еще 20% разысканы Airbus в Северной Америке и Азии.
    В марте 1996 г. для работ над дальнемагистральным пассажирским самолетом нового поколения Airbus создал отделение разработки самолетов сверхбольшой вместимости. Для отработки конструкции велись переговоры с 19 авиакомпаниями, включая KLM, Lufthansa, Northwest, FedEx, All Nippon, British Airways, Singapore Airlines, Cathay Pacific and United. Планировалось создать целое семейство самолетов. Базовая модель А3ХХ-100 рассчитана на 555 пассажиров, но, путем удлинения фюзеляжа, вместимость может возрасти до 656 мест (вариант А3ХХ-200). Дальность полета самолета должна составить в зависимости от нагрузки - 7650-8750 морских миль (14168-16205 километров). Вариант A3XX–100R будет, как и A3XX-100, вмещать 555 пассажиров, но расчитан на более дальние рейсы - до 16200 км. Также на рассмотрении вопрос о выпуске уменьшенной версии - A3XX-50R, с 481 пассажиром и той же дальностью - 16200 км. Создается так же грузовая (A3XX-100F) и грузопассажирские (combi - A3XX-C) модификации.
    Планировалось принять решение о коммерческом старте программы в конце 1998-начале 1999 гг. При начале производства в конце 1999, полет прототипа самолета намечался в 2004 г., а ввод в эксплуатацию - во второй половине 2003 г. A380
    К январю 1999 г. внешние формы А3ХХ были «заморожены» и создан полноразмерный макет фюзеляжа из дерева и картона. Самолет разработан с применением новейших технологий и стандартов по экономичности и комфортности. Аэробус имеет двухуровневую пассажирскую кабину повышенной комфортности вмещающую от 481 до 656 пассажиров. Конструкторы уже довольно детально проработали не только контуры будущей машины, но и ее интерьер, силовую установку, отдельные системы.
    Авиакомпании не сразу приняли А3ХХ, ведь большой самолет – это ведь не только большая цена, но еще и проблемы с поддержанием его в летном состоянии, загрузке рейсов, посадкой и высадкой пассажиров в аэропортах, безопасностью полета. И все же авиаперевозчики делают выбор в пользу А3ХХ. Во-первых, потому, что «Эрбас» - надежный, проверенный временем партнер по бизнесу, с высококвалифицированным персоналом, прекрасной системой поддержки заказчиков. Во-вторых, потому, что самолет проектируется в тесном контакте с авиакомпаниями, которые имеют доступ к рабочим чертежам и возможность давать конкретные советы по улучшению конструкции. Но, самое главное, - слоты. Ежегодный прирост мирового объема пассажирских перевозок в период до 2018 г., как предполагается, составит 5%. Это значит, что трафик возрастет с 3 млрд. пасс. х км в 1998 г. до 8 млрд. в 2018. Особенно бурно будут расти перевозки между Европой и США, в среднем на 12.5% в год. При этом основная доля пассажирооборота придется на пары крупных городов, что усложнит и без того серьезную проблему организации воздушного движения вокруг больших аэропортов. Авиакомпаниям будет все сложнее получать удобные для пассажиров слоты, то есть летать тогда, когда людям того хочется. И уж если удастся получить хороший слот, его будут использовать по максимуму, и здесь без вместительного самолета не обойтись.A380
    В глазах авиакомпаний у А3ХХ есть одно очень важное достоинство. Кабина еще не построенного самолета уже хорошо знакома пилотам, летающим на самолетах семейств А320 и А330/А340.
    Airbus надеется получить «по крайней мере половину» из 1200 ожидаемых заказов на сверхбольшие самолеты в период до 2020 г. В то же время, по мнению экспертов основного конкурента Airbus - компании Boeing, продвигающей усовершенствованные модели Jumbo Jet - 747-400ER и 747X, потребность в них исчерпывается 400-500 машинами.
    Сроки создания A-3XX были несколько сдвинуты в результате кризиса, охватившего Юго-Восточную Азию. Полет прототипа самолета перенесен на 2004 г., а поставки заказчикам начнутся осенью 2005 г. Толчком к коммерческому старту программы послужило решение авиакомпании «Emirates Airlines» (ОАЭ) стать «стартовым» заказчиком программы А3ХХ. Глава авиакомпании его высочество шейх Ахмед бин Саид Аль-Мактум 30 апреля 2000 г официально уведомил президента Airbus Industrie Ноэля Форжара, что компания приобретет до 10 таких машин, причем на 5 из них будет размещен твердый заказ сразу после того, как евроконсорциум примет официальное решение о запуске программы. А в июне Airbus выиграла у Boeing тендер, проводимый авиакомпанией Singapore Airlines на поставку до 25 новых авиалайнеров. В достигнутом соглашении предусматривается размещение 10 твердых заказов на пассажирские самолеты и опциона на 15 пассажирских и грузовых вариантов. За 25 авиалайнеров A3XX, запчасти к ним и обслуживание Airbus получит $8,6 млрд. Первый А3ХХ будет поставлен Singapore Airlines в I квартале 2006 года, а затем до конца 2007 года запланирован еще ряд поставок таких самолетов в счет твердого заказа. Авиакомпания планирует эксплуатировать А3ХХ на своих маршрутах в Лондон, Лос-Анджелес, Сан-Франциско, Нью-Йорк, Токио, Гонконг и Сидней. О своем намерении приобрести такой самолет заявили также «Air France» и международная лизингово-финансовая корпорация ILFC (США). В декабре 2000 г. австралийская авиакомпания Qantas заказывает 12 A3XX и размещает опцион еще на несколько. Заказ британской авиакомпанией «Верджин Атлантик» шести А3ХХ позволил Airbus довести пакет твердых заказов до заветной цифры - 50. Таким образом, Virgin Atlantic, разместившая также опционы еще на шесть таких самолетов, стала «стартовым» заказчиком программы. Всего перечисленные 6 авиакомпаний подписали протоколы о намерении заказать еще 42 новых самолета. Стоимость А3ХХ-100 оценивается в 216 млн.долл.A380-800 в Жуковском. МАКС-2013
    23 июня 2000 г. в Париже было объявлено о создании концерна European Aeronautic Defense and Space Co. (EADS), являющегося крупнейшим предприятием внутри Airbus. В вопросе производства суперсамолета Германия и Франция, с трудом, но все же пришли к общему мнению. Машина будет собрана в Тулузе, а затем доставлена в Гамбург, где будет установлено внутреннее оборудование салона и произведена окраска фюзеляжа. В завершение лайнер будет доставлен назад в Тулузу для проведения испытаний и последующей поставки заказчику. Глава EADS Райнер Хетрих намеревался добиться прямой поставки самолета из Гамбурга после его окончательного «доведения». Однако это весьма экономичное предложение натолкнулось на противостояние со стороны французского партнера по EADS - Aerospatiale Matra, который намерен превратить Тулузу в центр европейского авиастроения.
   Программа разработки A3XX, оцениваемая в 12 млрд долл, невозможна без государственной поддержки. 15 ноября 2000 г. правительство Германии выделило льготный кредит в размере 2 млрд марок (860 млн долл.) европейскому авиастроительному консорциуму Airbus для поддержки его проекта создания авиалайнера большой вместимости Airbus A3XX. Этот кредит поможет создать 6 тыс. новых рабочих мест по всей Германии, включая 4 тыс., которые появятся на заводе компании в Гамбурге. Британская BAE Systems и другие партнеры Airbus: Dasa (DaimlerChrysler Aerospace Airbus), французская Aerospatiale Matra и испанская Casa, объединившиеся в EADS, также обратились к правительствам своих стран за финансовой помощью. Французское, немецкое и британское правительства уже подтвердили свою готовность профинансировать одну треть расходов путем предоставления льготных кредитов со сроком погашения 17 лет. Английское правительство ассигновало на это 830 млн долл., в то время как Франция заявила, что вложит в проект 1 млрд долл. к концу 2005 г. Правительство Бельгии подтвердило информацию о том, что оно предоставит кредит в размере 130 млн долл. бельгийским предприятиям, участвующим в проекте производства A-3XX. Испания же до сих пор никак не определила свое участие.
    19 декабря 2000 г. в Тулузе на заседании Наблюдательного совета «Эрбас» акционеры компании, которыми являются Европейская аэрокосмическая и оборонная корпорация EADS и фирма BAE Systems, дали официальное разрешение на запуск программы производства магистрального авиалайнера А380, ранее известного как А3ХХ.
A380-800 в Жуковском. МАКС-2013     Некоторое участие в проекте принимают и российские компании. Создан даже «Авиационный евро-российский консорциум», учредителями которого выступили российские заводы «Авиастар» и «Гидромаш», АНТК им. Туполева, а также институты НИАТ и ЦАГИ. По признанию главы отделения разработки самолетов сверхбольшой вместимости, старшего вице-президента Airbus Industrie Юргена Томаса, он «восхищен результатами сотрудничества с ЦАГИ, специалисты которого используют нетрадиционные и очень интересные методы расчетов».
    Первая наземная презентация авиалайнера («выкатка») состоялась 18 января 2005 года в присутствии более 4,5 тыс гостей, в числе которых были лидеры Великобритании, Германии, Испании и Франции - государств, являющихся участниками европейского концерна.
    27 апреля 2005 года крупнейший в мире двухпалубный пассажирский авиалайнер А-380 с двигателями Trent 900 совершил первый испытательный полет. Ровно в 10:30 утра по местному времени (12:30 мск.) А-380 мягко взлетел со специально удлиненной и расширенной для этого случая взлетно-посадочной полосы аэропорта г.Тулуза (Франция). Лайнером управляла многонациональная команда из шести человек, включающая двух летчиков-испытателей, одного бортинженера и трех штурманов. На борту находилось также 22 тонны различных измерительных приборов. Погодные условия были почти идеальными для полета: светило солнце, дул слабый ветер, а безоблачное небо имело практически неограниченную видимость. После 3 часов 53 минут полета на высоте 10 000 метров А-380 под громкие аплодисменты успешно приземлился в тулузском аэропорту.
    25 августа 2006 состоялся первый полёт A380 с двигателями GP 7200 (это был MSN 009).
    4 сентября 2006 года состоялось первое лётное испытание A380 с пассажирами на борту из серии полётов, совершённых с целью проверить комфортабельность и качество пассажирских услуг. Самолёт вылетел из Тулузы с 474 сотрудниками Airbus на борту. В ноябре 2006 года состоялось немало испытательных полётов с целью проверки работоспособности самолёта в условиях стандартного эксплуатационного режима на авиалинии. 12 декабря модель A380-841 и модель A380-842 на объединённой церемонии во французской штаб-квартире компании получили сертификаты от EASA и FAA. Модель A380-861 получила сертификат 14 декабря 2007 года.
    На февраль 2008 года пять A380 налетали в общей сложности 4 565 часов и совершили 1 364 полёта, включая проверку на работу на авиалинии и демонстрационные полёты.
    По состоянию на январь 2017 года 207 лайнеров А380 эксплуатируется в парке двенадцати авиакомпаний.

A380-F

Источники информации:

  1. «А3ХХ: большой самолет для большой компании» / Авиапанорама 3'2000 /
  2. Airbus
  3. Airbus A3XX-100 / Flug Revue online /
  4. A-3XX / Уголок неба /

Рейтинг@Mail.ru Топ-100