ракетный истребитель-перехватчик
В 1944 году «Кометой» заинтересовалась японская военная миссия в Берлине. Японская делегация побывала в Пенемюнде и Бад Цвишенане и испытала Me.163B. Результатом переговоров стала закупка в 1944 г лицензии на производство ракетного двигателя HWK 109-509A и планера Me 163B. Только за лицензию на двигатель они заплатили 20 млн.марок. Экземпляр машины в разобранном состоянии был погружен на подводную лодку, направившуюся в направлении порта Кобе. Однако корпус машины не попал в Страну Восходящего Солнца, так как перевозившая его лодка U 852 (по другим данным, U 68) была потоплена союзниками. До Японии добрался только двигатель, впоследствии адаптированный под японские стандарты Институтом морской авиации в Йокосуке под обозначением Toku Ro.2 (Kr-10). Кроме того, японцы располагали общим техническим описанием проекта Me 163, привезенным из Германии инженером Эйити Иватами (Eiichi Iwatami).
Ответственность за производство Ме.163В для нужд армии и флота была возложена на Мицубиси Юкодгио К.К. Располагая такой скромной информацией, в конце июля 1944 года японцы все же приступили к строительству на заводах фирмы «Mitsubishi» прототипа ракетного истребителя, получившего обозначение J8M1 «Shisui» («Лезвие меча»). Индекс J8M1 применялся в морской авиации — для армии тот же проект разрабатывался под индексом Ki 200. В сентябре был подготовлен макет, а вскоре приступили к сборке опытных образцов. Параллельно по немецкому образцу начались работы над безмоторными учебно-тренировочными планерами, которые получили по-японски поэтичное название MXY 8 «Akigusa» («Осенняя трава»). Первую из этих машин 8 декабря 1944 года поднял в воздух капитан-лейтенант Тоехико Инусука (Toyohiko Inusuka). В серийное производство пошел более тяжелый вариант учебной машины, оснащенный балластными водяными резервуарами, которые имитировали условия полета нa J8Ml. Армейская версия MXY 8 обозначалась как Ku 13. Японский ВМФ планировал развернуть выпуск еще одной тренировочной версии — MXY 9 «Shuka» («Осенний огонь»), на сей раз оснащенной ракетным двигателем Tsu 11, но это намерение не осуществлено в связи с капитуляцией Японии.
Первый двигатель Toku Ro.2 (Kr-10) тягой 15 кН был завершен в начале июня 1945 года. За несколько месяцев до того были успешно облетаны два прототипа J8M1 с водяным балластом вместо мотора и запаса топлива. Первый старт с установленным ракетным двигателем состоялся 7 июля 1945 г., пилотировал его тот же Т.Инусука. Полет продолжался недолго. После того как самолет поднялся всего на 350 м, двигатель заглох. Машина по инерции набрала высоту примерно 500 м, после чего пилот выровнял самолет и развернул его, направляясь на посадку. Но машину повело в сторону, она зацепилась за расположенное рядом со взлетно-посадочной полосой здание и скапотировала. В результате удара оба крыла и носовая часть фюзеляжа были полностью разрушены. На следующий день от полученных травм Тоехико Инузука умер.
Через несколько дней после катастрофы Японского самолета J8M1 в Ямакито взорвался один из немногих имевшихся двигателей KR-10, а позже подобное происшествие произошло и в Мацумото. В результате в распоряжении разработчиков остался только один готовый двигатель, который планировалось проверить на опытном планере Ki-200. Тем не менее спешно начались работы по достройке пяти оставшихся экземпляров машины, а также по созданию новой версии J8M2 «Shusui-Kai» / Ki 202. Топливная система была перепроектирована, но шестой и седьмой самолеты с новой топливной системой так и не были облетаны до конца войны. Ни один армейский прототип так и не был выпущен. К концу войны осталось четыре комплектных опытных образца и шесть машин, находившихся на различной стадии сборки.
J8M1 планировалось вооружить двумя 30-мм пушками «Тип 5», на J8M2 вместо одной из них устанавливался дополнительный топливный бак.
Описание | ||
---|---|---|
Конструкция | «Mitsubishi» | |
Обозначение | Ki.200 / J8M1 Shisui | |
Тип | ракетный перехватчик | |
Первый полет | 1945 | |
Экипаж, чел. | 1 | |
Геометрические характеристики | ||
Длина, м | 6,05 | |
Высота, м | 2,70 | |
Размах крыла, м | 9,50 | |
Площадь крыльев, м² | 17,73 | |
Масса пустого, кг | 1 505 | |
Масса снаряженного, кг | 3 885 | |
Силовая установка | ||
Число двигателей | 1 | |
Двигатель | ЖРД Toku Ro.2 (Kr-10) | |
Тяга двигателя, кгс (кН) | максимальная | (14,7) |
Вооружение | ||
Пушки | 2*30 мм «Тип 5» |
Помогали:
Источники информации:
- «Чудо-оружие третьего рейха» / Ненахов Ю.Ю., Харвест, 1999 /
- Крылья Люфтваффе (боевые самолеты третьего рейха) / Перевод А.Фирсова, 1993 /
- MESSERSCHMITT ME-163 KOMET
- The Komet family in 1/72