В.П.Чкалов
(1904 - 1938)

В.П.Чкалов    Чкалов Валерий Павлович - Герой Советского Союза (1936), лётчик-испытатель, комбриг.
    Родился 2 февраля 1904 г. в слободе Василёво (ныне г.Чкаловск) Нижегородской губернии в семье мастера-котельщика.
     После окончания сельской школы и технического училища в г. Череповце в 1918 работал молотобойцем, кочегаром. В 1919 добровольно вступил в Красную Армию, сборщик в IV авиационном парке в Нижнем Новгороде.
    Учился в Егорьевской военно-теоретической школе лётчиков (1921-22), прошёл полный курс в Борисоглебской школе военных лётчиков (1922-23), учился в Московской военно-авиационной школе высшего пилотажа и одновременно окончил Серпуховскую высшую авиационную школу стрельбы, бомбометания и воздушного боя (1923-24).
    С 1924 - летчик-истребитель Ленинградской 1-й Краснознаменной авиационной истребительной  эскадрильи. С 1927 - командир звена в истребительной  эскадрилье Брянской авиабригады.
    С 1928 – в запасе. Летчик-инструктор Ленинградского авиационного клуба Общества друзей Воздушного флота (позднее - Осовиахим).
    С 1930 – вновь в армии. С 1930 - на лётно-испытательной работе в НИИ ВВС
    С 1930 – вновь в армии. В 1930-1933 – лётчик-испытатель НИИ ВВС.
    С 1933 – в запасе. В 1933 – 1935 - лётчик-испытатель авиазавода №39 (ЦКБ). Поднял в небо и провёл испытания истребителей И-14, И-15, И-16, составлявших основу истребительной авиации ВВС в конце 1930-х годов. Чкалов  разработал и внедрил новые фигуры высшего пилотажа: восходящий штопор и замедленную "бочку". Совместно с Г.Ф.Байдуковым и А.В.Беляковым совершил перелёты: Москва - о.Удд (ныне о.Чкалов), 1936; Москва - Северный полюс - Ванкувер (США), 1937. Депутат ВС СССР с 1937.
    С 1937 - летчик-испытатель авиазавода №156 (ЗОК ЦАГИ) и ОКБ Н.Н.Поликарпова (на Центральном аэродроме). Всего испытал свыше 70 типов самолётов (И-180, ВИТ-2, НВ-1).
     Погиб 15 декабря 1938 при испытании истребителя И-180-1.
     Это был первый полет истребителя конструкции Н.Н.Поликарпова, который должен был заменить знаменитый, но устаревающий И-16. Полет готовился в страшной спешке - успеть до конца года. Поликарпов даже отказался подписать акт о готовности самолета к первому вылету. Сделавший это за него Д.Л.Томашевич был затем арестован.
    В этот день был мороз -24о С.Полетное задание предписывало Чкалову совершить «первый полет без уборки шасси с ограничением скоростей ... по маршруту Центральный аэродром, на высоте 600 м.» Первый круг он сделал над аэродромом, но на второй пошел с большим удалением, на высоте примерно 2000 м, что было явным нарушением полетного задания. Чкалов пролетел над ближней дачей Сталина, сделав своеобразный подарок к дню рождения вождя, и издали стал планировать на ВПП. Но глиссада оказалась круче, чем предполагал летчик. Нужно было «подтянуть», и при даче газа переохлажденный двигатель М-88, не оснащенный лобовыми жалюзи, заглох. Чкалов пытался дотянуть до аэродрома. Когда до полосы оставалось немногим более 500 метров, стало ясно, что посадки среди различных построек не избежать. Видя, что самолет не перелетит через жилые бараки, где могли быть люди, Чкалов отвернул и врезался центропланом в высоковольтную опору... Пилота при столкновении выбросило из кабины вместе со штурвалом в полусогнутом состоянии. Падая, он ударился головой о торчащий рельс и перебил себе мозжечок. Через 2 часа он скончался в Боткинской больнице не приходя в сознание.
     Вероятно, при расчете захода на посадку Чкалов не учел, что на И-180, в отличие от "ишака", поставили винт изменяемого шага ВИШ-3Е. Так как механизм поворота не был доведен, лопасти винта зафиксировали в положении малого шага. И после остановки двигателя винт превратился в мощный тормоз... К тому  же шасси, которые в первом полете не убирались, были законтрены - Чкалов не смог бы их убрать.
    Как потом подтвердили официальные испытания мотора М-88 на станке в мае 1939 г. у него "отсутствует приемистость с малого газа при различном тепловом его состоянии". Т.е. при быстром перемещении рычага управления мотором с малого газа (малых оборотов) на увеличение оборотов (при даче газа) независимо от температурного режима, мотор М-88 останавливался.
    Урна с прахом Чкалова установлена в Кремлёвской стене.
    Награжден 2 орденами Ленина, орденом Красного Знамени, медалью.
    Его именем названы города в Нижегородской области России и Худжанской области Таджикистана, высшее авиационное училище лётчиков в Оренбурге, Центральный аэроклуб, авиационные заводы в Ташкенте и Новосибирске. Есть улица Чкалова в Канаде, в Ванкувере. Город Оренбург с 1938 по 1957 носил имя Чкалов (правда, Чкалов здесь мог быть только пролетом).

Источники информации: