О.В.Гудков
(1931 - 1973)

О.В.Гудков     Гудков Олег Васильевич - Герой Советского Союза (26.04.1971), летчик-испытатель 1-го класса (1963), майор.
   Родился 13 февраля 1931 года в городе Армавир Краснодарского края. С 1933 жил в городе Георгиевск Ставропольского края. В 1949 окончил Ставропольское суворовское военное училище.
    В армии с 1949. В 1952 окончил Борисоглебское ВАУЛ и Высшую офицерскую авиационно-инструкторскую школу (г.Грозный). Оставлен лётчиком-инструктором в Борисоглебском ВАУЛ. С 1957 - в запасе.
    В 1958 окончил Школу лётчиков-испытателей, в 1966 - Московский авиационный институт.
    С сентября 1958 - на лётно-испытательной работе в ЛИИ. В 1973 - заместитель начальника ЛИЦ по лётной части - начальник комплекса «А»(т.е. шеф - пилот ЛИИ).
    За 15 лет работы он участвует в испытаниях более 70 типов самолетов. Поднял в небо (18 апреля 1968) и провёл испытания МиГ-21И («Аналог»). Провёл испытания Су-15 и МиГ-21Ф-13 на штопор; большой объём работ по исследованию инерционного вращения; по испытанию системы запуска двигателя в полёте на истребителях; испытания МиГ-23 на прочность; ряд других сложных испытательных работ на самолётах-истребителях по тематике института.
    4 октября 1973 г. погиб в испытательном полете на МиГ-25П.
    В это полете исследовалась причина ряда катастроф - 31 мая 1973 г. в Ахтубинске разбился МиГ-25П № 808, пилотируемый летчиком-испытателем ГК НИИ ВВС А.В.Кузнецовым, - первый самолет с дифференциальным стабилизатором. Аналогичное происшествие произошло вскоре с военным летчиком Майстренко в Кубинке.
    Олег Гудков был членом аварийной комиссии. Тогда он считал и убеждал других, что причина заключается только в непонятном «блуждающем» отказе. С таким мнением он вернулся домой продолжать названную работу по МиГ-25 вблизи земли, по-прежнему считая, что не существует условий выхода одной из половинок стабилизатора на максимальный угол отклонения при нормально работающем управлении.
    По мнению Л.С.Попова [3], если бы не заблуждение относительно «блуждающего» отказа, который на конкретной машине не проявляется, Олег Васильевич при его классе испытателя не стал бы выполнять заключительный в том полете режим с отворотом в сторону города.
    На высоте около 1000 метров в ответ на отклонение рулей самолет начал интенсивно вращаться и на обратное отклонение рулей не реагировал. Гудков «ухватил за ручку» явление, которое до сих пор безуспешно искали.
    - Вращает ! - кричал он по радио с азартом первооткрывателя и через долю секунды, - вра-ща-ет. - отчетливо и бесстрастно, тоном приговора ...себе...
    Самолет упал на склад текстильной фабрики на ж/д станции Раменское. Гудков катапультировался, но из-за вращения самолета кресло с летчиком стрельнуло в кирпичную стену склада. По счастливой случайности на складе не было ни одного человека...
    Причиной всех трех катастроф стала перекомпенсация стабилизатора: на определенных режимах - мощности гидравлических рулевых приводов не хватало для управления горизонтальным оперением. Для преодоления этого дефекта был предпринят перенос оси вращения стабилизатора на 140 мм вперед, после чего самолет стал надежно и эффективно управляться во всем допустимом диапазоне скоростей и высот полета.
    Жил в городе Жуковский Московской области. Похоронен в Жуковском, на Быковском кладбище. 
    Награжден орденами Ленина, Трудового Красного Знамени, Красной Звезды, «Знак Почёта», медалями.
    Его именем названа улица в г.Жуковском.

Источники информации:

  1. «История и самолеты ОКБ МиГ» / Студия Крылья России, АНПК «МиГ», CD - 1999 /
  2. Испытатели ЛИИ / В.П.Васин, А.А.Симонов, Жуковский. «Авиационный печатный двор», 2001 /
  3. «Страстная неделя» / Леонид Попов, Москва. Изд. дом «Авиация и космонавтика»; агентство «Кречет», 1995 /
  4. Наших улиц имена / г.Жуковский /

Помогали