Н.И.Стогов
(1934 - 1982)

Н.И.Стогов      Стогов Николай Ильич - Заслуженный летчик-испытатель СССР (1979), Герой Советского Союза (февраль 1982), полковник.
    Родился 2 мая 1934 в деревне Сметанино Клинского района Московской области в семье крестьянина. Русский. Член КПСС с 1960. Окончил 10 классов. В Советской Армии с 1952.
    В 1957 окончил Чугуевское военное авиационное училище летчиков.
    С 1965 г. - летчик-испытатель ГК НИИ ВВС (г.Ахтубинск). В 1967 окончил МАИ.
    Участвовал в сравнительных испытаниях истребителя F-5E.
    По воспоминаниям Б.А.Орлова «…Николай оказался интересным человеком, очень начитанным, с четкой, принципиальной позицией по многим вопросам, может быть, даже несколько упрямым. Летчик он был замечательный, настоящий испытатель, хладнокровный, расчетливый. Всегда точно выполнял задание, «привозил» хорошие, ценные материалы испытаний и, что очень важно, был исключительно надежным: когда он летал, то все на земле знали, что полет будет выполнен аккуратно и грамотно, при каком-либо отказе летчик примет быстрое и правильное решение, если погода резко ухудшится, то Стогов приземлится хоть в тумане. Я летал с Николаем на МиГ-31, когда он выполнял свой первый полет на этой непростой машине, и помню, как он уверенно и четко пилотировал новый для себя самолет, как будто летал на нем не в первый раз.
    В 1971 г. Стогов вместе с несколькими другими летчиками во главе с полковником Александром Саввичем Бежевцом, одним из ведущих летчиков-испытателей МиГ-25, полетел в Египет, чтобы испытать МиГ-25Р в реальной боевой обстановке….Николай выполнил восемь боевых вылетов на разведку, получил египетский орден, но никогда его не носил.
    По службе Стогова регулярно повышали: его назначили начальником отдела летных испытаний истребительного управления, затем заместителем начальника всего управления, но по-прежнему Николай оставался самим собой, без излишнего «командирствования». На первый взгляд несколько суховатый, очень сдержанный, далекий от сантиментов, на самом деле Николай был мягким, деликатным человеком: я не помню случая, когда бы он на повышенных тонах распекал нерадивого, никогда не слышал от него бранного слова даже в обстановке, когда у многих развязываются языки. Строгий к себе, он не был так строг к подчиненным, и мне казалось, что это как-то мешает ему проявить себя в качестве командира, но вскоре я увидел, что его не просто уважают, а и любят, и это помогает Стогову выполнять непростые командирские обязанности среди знающих себе цену летчиков-испытателей.»
    Звание Героя Советского Союза начальнику службы части полковнику Н.И.Стогову присвоено 16 февраля 1982 за испытание и освоение новой военной техники и проявленные при этом мужество и героизм.
    Погиб 28 апреля 1982 г при выполнении испытательного полета на МиГ-27.
    По словам Орлова, «28 апреля 1982 года Стогов выполнял несложное задание – облет КЗА на МиГ-27. На высоте 6000 метров на дозвуковой скорости сделал несколько пологих наборов высоты и таких же снижений и вдруг пошел к земле, не сказав ни слова по рации. Самолет постепенно увеличивал угол пикирования и скорость, но летчик не вмешивался в управление почти до земли. Сохранившиеся записи КЗА показали, что перед самым ударом Николай полностью взял ручку управления на себя, но было уже поздно – через мгновение самолет на скорости около 900 км/час врезался в землю…Н.И.Стогов
    Точную причину катастрофы установить не удалось, ясно было только то, что летчик какое-то время не мог управлять самолетом – то ли полностью был без сознания, то ли в какой прострации. Здоровьем Николай обладал исключительным, даже в госпитале, где он проходил комиссию, как-то вывесили лозунг: «Летчики! Берите пример с полковника Стогова, учитесь у него поддерживать свое здоровье!», так что даже при нарушении подачи кислорода на этой высоте он должен был сохранить работоспособность.
    Бывает так, что поневоле поверишь в судьбу, в предопределение.
    В 1965 г. почти одновременно пришли в ГК НИИ трое молодых летчиков, давно мечтавших стать испытателями. Разные и по внешности, и по характеру – среднего роста, неширокий, но очень ладный, молчаливый и сдержанный Николай Стогов, богатырского сложения, улыбчивый и добродушный Виталий Жуков и чуть уступающий ему в стати, но тоже высокий и крепкий, удивительно компанейский и остроумный, покоритель женских сердец Санька Кузнецов – они как-то очень быстро «зацепились» друг за друга и крепко подружились. Чуть позднее к этой троице хорошо прилепился еще один славный парень – Николай Рухлядко.
    Первым погиб Жуков – на малой высоте при выполнении тренировочного воздушного боя на МиГ-23 сорвался в штопор, катапультировался, но не хватило высоты для раскрытия парашюта. Вторым – Кузнецов, ему перебило ноги при катапультировании из потерявшего управление МиГ-25. Третьим ушел Рухлядко – не смог покинуть горящий Су-24.
    На Стогова сильно подействовала гибель друзей; как-то он помолвил, что теперь и его черед… «Но я обязательно выкручусь, Боря, - говорил он мне, - ни секундочки не буду сидеть в самолете, если случится что-то серьезное».
    Похоронен в мемориале (г.Ахтубинск).
    Награждён орденами Ленина (16.02.1982), Трудового Красного Знамени (9.09.1976), Красной Звезды (4.05.1972), медалями.

Источники информации:

Помогали: